Биржевой мост в Санкт-Петербурге: история, как добраться, когда разводят
Биржевой мост — одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга, перекинут через Малую Неву. Он соединяет Стрелку Васильевского острова с Мытнинской набережной на Петроградской стороне.
Своё название мост получил от здания бывшей Биржи, которая находится рядом с ним. Отсюда можно полюбоваться великолепным видом на здание Эрмитажа, Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость.
Развод Биржевого моста в 2024 году
Биржевой мост разводится с 2:00 до 4:55. Чтобы насладиться этим зрелищем, рекомендуем отправиться в плавание на катере или яхте.
Если вы хотите арендовать катер или яхту, вы можете сделать это на нашем сайте yachttotrip.ru
История Биржевого моста
Биржевой мост был возведён относительно поздно — в 1894 году. Это было обусловлено тем, что на Васильевском острове в то время находился морской торговый порт, и любая переправа мешала бы движению многочисленных судов.
После того как в 1874–1885 годах торговый порт переместили с Васильевского острова на Гутуевский, встал вопрос о строительстве переправы. Первый деревянный мост был создан по проекту инженера, генерал-лейтенанта Николая Матвеевича Мазурова. Трасса переправы проходила по оси Зоологического переулка и находилась выше по течению реки.
Изначально мост хотели назвать Петровским, но Городская дума посчитала его недостаточно величественным для имени императора и дала ему более скромное название — Биржевой.
Переправа имела 25 пролётов, средний из которых, шириной 14 метров, был разводным. Общая длина сооружения составляла 328 метров, а ширина — 21,4 метра.
В начале XX века встал вопрос о строительстве постоянного моста, но этому помешала Первая мировая война. После революции сооружение отремонтировали и переименовали в Мост Строителей. Поскольку изначально переправа была деревянной, её часто приходилось ремонтировать. Капитальный ремонт проводился в 1930, 1937 и 1947 годах. Во время реконструкции 1937 года деревянные пролёты были заменены на металлические, а также увеличена ширина пролётов.
К середине XX века интенсивность судоходства на Неве возросла, и старый Биржевой мост уже не справлялся с потоком судов. Кроме того, во время ледохода в 1957 году были повреждены некоторые части моста. В связи с этим было принято решение о строительстве нового Биржевого моста.
Проект нового моста был разработан ещё в 1940 году, но его реализация была отложена из-за Великой Отечественной войны. Строительство началось в 1960 году под руководством инженеров-мостостроителей В. В. Демченко и Б. Б. Левина по проекту архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева.
Строительство моста привело к изменениям в планировке района. Новый мост был построен на 70 метров ниже по течению реки, что повлияло на линию берега на Стрелке Васильевского острова и набережной Макарова, а также на Петроградской стороне. Также была засыпана мелководная часть Невы на пересечении Мытнинской набережной и проспекта Добролюбова, и создана небольшая предмостовая площадь.
При этом длина, ширина и внешний вид нового моста были максимально приближены к параметрам Дворцового моста. Оба моста имели по пять пролётов и почти одинаковую ширину речных быков. В результате этих работ оба моста — Дворцовый и Строителей — вошли в симметричную композицию относительно Стрелки Васильевского острова.
Характеристики Биржевого моста
Длина сооружения составляет 239 метров, а ширина — 27 метров, из которых 21 метр приходится на проезжую часть. В конструкции моста предусмотрено пять пролётов, центральный из которых является разводным и имеет два крыла.
Опоры моста украшены розовым гранитом, а на чугунных решётках изображены дротики и трезубцы Нептуна.
В 1989 году мосту вернули его историческое название — Биржевой.
В 2014 году благодаря специальной подсветке, выполненной в едином стиле с окружающими зданиями, вечерний облик переправы изменился.
Биржевой мост можно увидеть в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Именно под этим мостом проходит теплоход, а на его крыле висит киноактёр Андрей Миронов.