Здравствуйте, уважаемые читатели! С радостью возобновляю общение с вами в своём блоге! Сегодня мы вновь в самом сердце Северной столицы, где сосредоточено множество интересных музеев. Я продолжаю свои захватывающие путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся русских поэтов. Сегодня я расскажу вам о Музее-квартире Н. А. Некрасова в Санкт-Петербурге.
Прежде чем перейти к рассказу о музее, позвольте мне вкратце упомянуть о жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова.
Прежде чем перейти к рассказу о музее, позвольте мне вкратце упомянуть о жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова.
Николай Алексеевич Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов — выдающийся русский поэт, прозаик и общественный деятель. Он был главным редактором журналов «Современник» и «Отечественные записки».
Николай Алексеевич родился в 1821 году в городе Немиров. В семье было 13 детей, и Николай был одним из них. В 11 лет он поступил в гимназию, но учёба давалась ему с трудом. В этот период он начал писать сатирические стихи.
Отец поэта был суровым человеком и лишил Некрасова материальной поддержки, когда тот отказался идти на военную службу. В 1838 году Некрасов переехал в Петербург, где стал вольнослушателем университета. Чтобы заработать на жизнь, он искал случайные заработки и писал стихи на заказ.
В 26 лет он вместе с писателем Панаевым купил журнал «Современник». Это издание быстро стало популярным и приобрело большое влияние в обществе.
Первый сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки» не получил признания. Василий Жуковский посоветовал публиковать большинство стихотворений из этого сборника без указания авторства.
После этого Некрасов решил оставить поэзию и заняться прозой. Он начал писать повести и рассказы, а также издавать альманахи.
С 1847 по 1866 год Некрасов был издателем и редактором журнала «Современник», в котором публиковались лучшие литераторы того времени. Этот журнал стал центром революционной демократии.
В 1840-х годах Некрасов сотрудничал с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году взял его в аренду у издателя Краевского.
В последние годы своей жизни он писал «Последние песни» — цикл стихотворений, посвящённый его жене. Писатель скончался 27 декабря 1877 года и был похоронен в Санкт-Петербурге.
Николай Алексеевич родился в 1821 году в городе Немиров. В семье было 13 детей, и Николай был одним из них. В 11 лет он поступил в гимназию, но учёба давалась ему с трудом. В этот период он начал писать сатирические стихи.
Отец поэта был суровым человеком и лишил Некрасова материальной поддержки, когда тот отказался идти на военную службу. В 1838 году Некрасов переехал в Петербург, где стал вольнослушателем университета. Чтобы заработать на жизнь, он искал случайные заработки и писал стихи на заказ.
В 26 лет он вместе с писателем Панаевым купил журнал «Современник». Это издание быстро стало популярным и приобрело большое влияние в обществе.
Первый сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки» не получил признания. Василий Жуковский посоветовал публиковать большинство стихотворений из этого сборника без указания авторства.
После этого Некрасов решил оставить поэзию и заняться прозой. Он начал писать повести и рассказы, а также издавать альманахи.
С 1847 по 1866 год Некрасов был издателем и редактором журнала «Современник», в котором публиковались лучшие литераторы того времени. Этот журнал стал центром революционной демократии.
В 1840-х годах Некрасов сотрудничал с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году взял его в аренду у издателя Краевского.
В последние годы своей жизни он писал «Последние песни» — цикл стихотворений, посвящённый его жене. Писатель скончался 27 декабря 1877 года и был похоронен в Санкт-Петербурге.
Дом Краевского
Здание, где сейчас находится музей-квартира Н. А. Некрасова, было построено в XVIII веке. Первым его владельцем был Неклюдов, близкий друг известного поэта Г. Р. Державина. Именно в этом доме Державин написал свою знаменитую оду «Фелица».
Также в этом здании жил выдающийся врач Николай Иванович Пирогов. В XIX веке доход от дома получала семья журналиста Краевского. Именно у Краевского Некрасов арендовал квартиру с 1857 года.
Николай Алексеевич прожил в Петербурге всего 40 лет, но последние 20 из них — в этом доме. Вместе с Иваном Ивановичем Панаевым они снимали светлую и уютную квартиру. В этом же помещении располагалась редакция журнала «Современник», куда приходили все известные писатели второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой и многие другие.
Дом Некрасова был одним из самых популярных и привлекательных мест в интеллектуальной жизни Петербурга середины XIX века.
Также в этом здании жил выдающийся врач Николай Иванович Пирогов. В XIX веке доход от дома получала семья журналиста Краевского. Именно у Краевского Некрасов арендовал квартиру с 1857 года.
Николай Алексеевич прожил в Петербурге всего 40 лет, но последние 20 из них — в этом доме. Вместе с Иваном Ивановичем Панаевым они снимали светлую и уютную квартиру. В этом же помещении располагалась редакция журнала «Современник», куда приходили все известные писатели второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой и многие другие.
Дом Некрасова был одним из самых популярных и привлекательных мест в интеллектуальной жизни Петербурга середины XIX века.
Мемориальный музей-квартира Н.А Некрасова
В декабре 1921 года в Петрограде с размахом отметили столетие со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова.
Для организации торжеств была сформирована специальная комиссия, которую возглавил В. Е. Евгеньев-Максимов. В своих «Записках некрасоведа» он позже вспоминал об этом событии: «Одним из важных мероприятий комиссии стала организация большой Некрасовской выставки совместно с Пушкинским Домом Академии Наук. Она объединила множество материалов, включая книги, рукописи, иллюстрации и фотографии».
Выставка расположилась в особняке Абамелек-Лазаревых на Мойке, где находился Пушкинский Дом. Одновременно с этим был открыт Некрасовский музей, руководить которым стал В. Е. Евгеньев-Максимов.
Первоначально музей находился в Лиговском Народном доме на Тамбовской улице, но в 1925 году переехал на площадь Лассаля, где разместился в здании Центральной Губернской библиотеки (ныне — Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского). Музей занимал три небольших комнаты.
В 1930 году Некрасовский музей прекратил своё существование, а его экспонаты были переданы в Пушкинский Дом. В. Е. Евгеньев-Максимов предложил создать музей Н. А. Некрасова в доме на Литейном, 36, где поэт жил и где находились редакции журналов «Современник» и «Отечественные записки».
В 1938 году Ленсовет принял решение о расселении жильцов и передаче части помещений для музея. В. Е. Евгеньев-Максимов разработал план экспозиции. 5 декабря 1946 года открылся мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова, который стал филиалом Литературного музея ИРЛИ АН СССР, а с 1953 года — филиалом Всесоюзного музея А. С. Пушкина.
На церемонии открытия В. Е. Евгеньев-Максимов сказал: «Мы возвращаем поэту его дом». Ольга Владимировна Ломан заложила основу для развития музея, а Ренета Сергеевна Щукинская продолжила эту работу. После капитального ремонта в 1985 году была открыта обновлённая экспозиция, включающая мемориальные комнаты квартиры И. И. Панаева.
В экспозиции можно увидеть портреты поэта, созданные И. Н. Крамским и К. Е. Маковским, а также портреты и фотографии его современников.
Особую ценность представляют личные вещи поэта, черновые варианты его рукописей и беловые автографы стихотворений и поэм. Эти материалы дополняются иллюстрациями, созданными известными русскими художниками при жизни Н. А. Некрасова.
В «панаевской половине» представлены материалы, рассказывающие об одном из самых ярких представителей русской литературы — И. И. Панаеве.
Для организации торжеств была сформирована специальная комиссия, которую возглавил В. Е. Евгеньев-Максимов. В своих «Записках некрасоведа» он позже вспоминал об этом событии: «Одним из важных мероприятий комиссии стала организация большой Некрасовской выставки совместно с Пушкинским Домом Академии Наук. Она объединила множество материалов, включая книги, рукописи, иллюстрации и фотографии».
Выставка расположилась в особняке Абамелек-Лазаревых на Мойке, где находился Пушкинский Дом. Одновременно с этим был открыт Некрасовский музей, руководить которым стал В. Е. Евгеньев-Максимов.
Первоначально музей находился в Лиговском Народном доме на Тамбовской улице, но в 1925 году переехал на площадь Лассаля, где разместился в здании Центральной Губернской библиотеки (ныне — Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского). Музей занимал три небольших комнаты.
В 1930 году Некрасовский музей прекратил своё существование, а его экспонаты были переданы в Пушкинский Дом. В. Е. Евгеньев-Максимов предложил создать музей Н. А. Некрасова в доме на Литейном, 36, где поэт жил и где находились редакции журналов «Современник» и «Отечественные записки».
В 1938 году Ленсовет принял решение о расселении жильцов и передаче части помещений для музея. В. Е. Евгеньев-Максимов разработал план экспозиции. 5 декабря 1946 года открылся мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова, который стал филиалом Литературного музея ИРЛИ АН СССР, а с 1953 года — филиалом Всесоюзного музея А. С. Пушкина.
На церемонии открытия В. Е. Евгеньев-Максимов сказал: «Мы возвращаем поэту его дом». Ольга Владимировна Ломан заложила основу для развития музея, а Ренета Сергеевна Щукинская продолжила эту работу. После капитального ремонта в 1985 году была открыта обновлённая экспозиция, включающая мемориальные комнаты квартиры И. И. Панаева.
В экспозиции можно увидеть портреты поэта, созданные И. Н. Крамским и К. Е. Маковским, а также портреты и фотографии его современников.
Особую ценность представляют личные вещи поэта, черновые варианты его рукописей и беловые автографы стихотворений и поэм. Эти материалы дополняются иллюстрациями, созданными известными русскими художниками при жизни Н. А. Некрасова.
В «панаевской половине» представлены материалы, рассказывающие об одном из самых ярких представителей русской литературы — И. И. Панаеве.
Музей-квартира Н.А Некрасова и И.И Панаева
Уже в коридоре можно догадаться, что Некрасов был увлечён охотой: здесь встречает посетителей чучело медведя. На стенах висят акварельные картины с видами Санкт-Петербурга.
В дом по адресу Литейная улица, 38 (сейчас Литейный проспект, 36) приходили начинающие литераторы. В этой комнате они ожидали приглашения в редакцию журнала «Современник». В помещении всё так же, как и 150 лет назад. В центре стоит большой рабочий стол, покрытый зелёным сукном, у окна — ещё одно чучело медведя. Здесь же находится стол секретаря редакции, вдоль стен стоят резные книжные шкафы и широкие турецкие диваны. А на стенах висят портреты европейских писателей. Приём в редакции проходил по понедельникам.
В дом по адресу Литейная улица, 38 (сейчас Литейный проспект, 36) приходили начинающие литераторы. В этой комнате они ожидали приглашения в редакцию журнала «Современник». В помещении всё так же, как и 150 лет назад. В центре стоит большой рабочий стол, покрытый зелёным сукном, у окна — ещё одно чучело медведя. Здесь же находится стол секретаря редакции, вдоль стен стоят резные книжные шкафы и широкие турецкие диваны. А на стенах висят портреты европейских писателей. Приём в редакции проходил по понедельникам.
Кабинет Николая Алексеевича
В кабинете Некрасова можно увидеть множество предметов, которые связаны с жизнью и творчеством поэта. Среди них — письменный стол, диван с обивкой из зелёного бархата, люстра с фигурками птиц, рабочий стол поэта и его рукописи.
За этим столом когда-то собирались три Николая: Некрасов, Чернышевский и Добролюбов, а также Иван Панаев, который был соредактором журнала.
Одна из статей Добролюбова стала причиной конфликта между Тургеневым и Некрасовым, который привёл к уходу Тургенева из журнала. Тургенев был близким другом Некрасова. На рабочем столе Некрасова можно увидеть ручку и чернильницу поэта, а также нож для разрезания бумаг — подарок от драматурга Островского. На столе лежат рукописи поэта. На столе также стоят бюсты любимых писателей — Гоголя и Пушкина.
За этим столом когда-то собирались три Николая: Некрасов, Чернышевский и Добролюбов, а также Иван Панаев, который был соредактором журнала.
Одна из статей Добролюбова стала причиной конфликта между Тургеневым и Некрасовым, который привёл к уходу Тургенева из журнала. Тургенев был близким другом Некрасова. На рабочем столе Некрасова можно увидеть ручку и чернильницу поэта, а также нож для разрезания бумаг — подарок от драматурга Островского. На столе лежат рукописи поэта. На столе также стоят бюсты любимых писателей — Гоголя и Пушкина.
Гостиная
В этом помещении проходили литературные встречи. Они проводились ежемесячно, совпадая с выходом нового номера журнала «Современник». В этой комнате звучали музыкальные композиции, литераторы читали свои работы, играли в карточные игры и т. д.
Спальня
Интерьер спальни Некрасова был вдохновлён полотном Крамского. В этом помещении поэт провёл свои последние дни. Именно в этот грустный период он написал ещё один сборник стихотворений, который назвал «Последние песни».
Гостиная А.Я Панаевой
Авдотья Яковлевна Панаева была не только музой, но и близким другом Николая Алексеевича Некрасова на протяжении пятнадцати лет. Хотя официально она была замужем за Панаевым, их брак давно перестал существовать. В то время развод был сложным и долгим процессом.
Кабинет И.И Панаева
Панаев занимал должность соредактора в журнале и жил по соседству с Некрасовым. В этом месте находится его рабочее пространство, семейные ценности, а также перевод шекспировской пьесы «Отелло», который Панаев преподнёс в дар А. С. Пушкину.
Буфетная
В прошлом это помещение служило буфетной. Планировка квартиры со временем претерпевала изменения. Вероятно, здесь был выход в пристройку, где располагалась кухня. Из кухни приносили готовые блюда и сервировали их для подачи на стол.
В экспозиции можно увидеть предметы кухонной утвари, которые были популярны в середине XIX столетия.
Столовая
В этом помещении проходили обычные трапезы. Некрасов не испытывал удовольствия от приёма пищи в одиночестве, поэтому часто приглашал к столу своих друзей и знакомых. За этим столом, который в шутку называли «сороконожкой», могли разместиться до двадцати человек.
Гардеробная
В дополнение к жилым комнатам, в квартире были предусмотрены хозяйственные помещения.
В коллекции можно увидеть предметы одежды для мужчин, которые были популярны во второй половине XIX века: цилиндр, фрак, рубашка, шарфы и обувь. Рядом со шкафом стоит трость, сделанная из орехового дерева и слоновой кости.
В обязанности камердинера входило следить за гардеробом. Он проводил здесь много времени, занимаясь чисткой и приведением в порядок одежды.
Камердинерская
В комнате для прислуги, расположенной рядом с парадным входом, обычно находился слуга Некрасова, который должен был ответить на звонок хозяина или открыть дверь гостям. Здесь же могли ожидать своих хозяев слуги посетителей.
В эти дни, 28 и 29 декабря 1877 года, в этой комнате собирались люди, чтобы попрощаться с любимым поэтом.
В эти дни, 28 и 29 декабря 1877 года, в этой комнате собирались люди, чтобы попрощаться с любимым поэтом.
Вот и подошло к концу наше путешествие по музею-квартире Некрасова в Санкт-Петербурге. Надеюсь, вам понравилась экскурсия по этому удивительному месту!
Здесь, в атмосфере XIX века, можно почувствовать дух великого писателя. Экспонаты, связанные с его жизнью и творчеством, позволяют лучше узнать о его личности. Особенно запомнились мне рукописи, личные вещи и письма, которые рассказывают о его литературной деятельности.
Я с нетерпением жду, когда вы посетите этот музей и узнаете больше о великом поэте Некрасове. В музее проводятся увлекательные экскурсии, а также можно воспользоваться аудиогидом. Если вы продолжите прогулку по Литейному проспекту, обязательно загляните в Фонтанный дом — дом Анны Ахматовой.
Здесь, в атмосфере XIX века, можно почувствовать дух великого писателя. Экспонаты, связанные с его жизнью и творчеством, позволяют лучше узнать о его личности. Особенно запомнились мне рукописи, личные вещи и письма, которые рассказывают о его литературной деятельности.
Я с нетерпением жду, когда вы посетите этот музей и узнаете больше о великом поэте Некрасове. В музее проводятся увлекательные экскурсии, а также можно воспользоваться аудиогидом. Если вы продолжите прогулку по Литейному проспекту, обязательно загляните в Фонтанный дом — дом Анны Ахматовой.
Адрес:
ст.м Чернышевская, Литейный проспект, 36;
Часы работы:
10.30-18.00;
ст.м Чернышевская, Литейный проспект, 36;
Часы работы:
10.30-18.00;
График работы:
ср-вс, пн,вт — выходной;
ср-вс, пн,вт — выходной;