Комплекс величественных сооружений на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, известный как здания Сената и Синода, представляет собой архитектурное достояние первой половины XIX века. Невозможно не обратить внимание на это монументальное строение, не восхититься его скульптурными украшениями, барельефами и горельефами.
История здания Сената и Синода
Первым владельцем участка земли, на котором сейчас располагается здание Сената и Синода, был Александр Меншиков, светлейший князь. На этом участке у него был дом, построенный в стиле фахверк.
После смерти Петра I и ссылки Меншикова в Сибирь, его владения перешли к Андрею Остерману, который занимал пост вице-канцлера. Однако после дворцового переворота в 1741 году Остерман также попал в немилость к новой императрице Елизавете Петровне. Он был лишён титулов и имущества и отправлен в ссылку.
Участок с домом перешёл к Алексею Бестужеву-Рюмину, который в то время был канцлером Российской империи. В 1744 году Бестужев-Рюмин решил построить на этом месте дворец. Строительство длилось три года.
Бестужев-Рюмин был известен своими интригами при дворе и участием в заговорах. Он также попал в опалу к Елизавете Петровне и был отправлен в ссылку. Хотя Екатерина II позже помиловала бывшего канцлера, его имущество было конфисковано, включая дворец на Сенатской площади.
В 1763 году Сенат был переведён в это здание с Васильевского острова. Сенат располагался здесь в течение 60 лет.
После завершения строительства нового архитектурного ансамбля на Сенатской площади в 1834 году, в 1835 году здесь начал свою работу и Священный Синод.
После смерти Петра I и ссылки Меншикова в Сибирь, его владения перешли к Андрею Остерману, который занимал пост вице-канцлера. Однако после дворцового переворота в 1741 году Остерман также попал в немилость к новой императрице Елизавете Петровне. Он был лишён титулов и имущества и отправлен в ссылку.
Участок с домом перешёл к Алексею Бестужеву-Рюмину, который в то время был канцлером Российской империи. В 1744 году Бестужев-Рюмин решил построить на этом месте дворец. Строительство длилось три года.
Бестужев-Рюмин был известен своими интригами при дворе и участием в заговорах. Он также попал в опалу к Елизавете Петровне и был отправлен в ссылку. Хотя Екатерина II позже помиловала бывшего канцлера, его имущество было конфисковано, включая дворец на Сенатской площади.
В 1763 году Сенат был переведён в это здание с Васильевского острова. Сенат располагался здесь в течение 60 лет.
После завершения строительства нового архитектурного ансамбля на Сенатской площади в 1834 году, в 1835 году здесь начал свою работу и Священный Синод.
В 1925 году, в период существования Советского Союза, в здании Сената и Синода был открыт Российский государственный исторический архив. В этих стенах архив располагался на протяжении 81 года.
Архитектура и архитекторы здания Сената и Синода
В 1780 году было принято решение о переделке бывшего дворца Бестужева-Рюмина. Руководителем проекта стал архитектор Иван Старов.
В результате здание получило новый облик: фасад и внутренние помещения были выполнены в стиле классицизма. Однако вскоре стало очевидно, что здание нуждается в капитальном ремонте. Попытки укрепить его не принесли желаемого результата.
В 1827 году император Николай I принял окончательное решение о перестройке дворца.
В результате здание получило новый облик: фасад и внутренние помещения были выполнены в стиле классицизма. Однако вскоре стало очевидно, что здание нуждается в капитальном ремонте. Попытки укрепить его не принесли желаемого результата.
В 1827 году император Николай I принял окончательное решение о перестройке дворца.
Был организован конкурс на лучший проект, в котором победил известный архитектор из Италии — Карло Росси. Именно его идея объединить два больших здания в один комплекс была одобрена правителем.
Через два года старое здание дворца было разрушено. Началось строительство здания Сената. Однако строительство было затруднено из-за дома купчихи Кусовниковой, который находился в зоне застройки. Хозяйке дома была предложена значительная сумма из государственной казны — 600 тысяч рублей. После покупки дом был снесён, а на его месте в 1830 году началось строительство здания Синода.
Через два года старое здание дворца было разрушено. Началось строительство здания Сената. Однако строительство было затруднено из-за дома купчихи Кусовниковой, который находился в зоне застройки. Хозяйке дома была предложена значительная сумма из государственной казны — 600 тысяч рублей. После покупки дом был снесён, а на его месте в 1830 году началось строительство здания Синода.
Александр Штауберт осуществлял руководство строительством архитектурного ансамбля, проект которого был разработан Карлом Росси. В то время Росси был занят на другом объекте. Работы длились шесть лет.
Здание Сената и Синода было оформлено в стиле ампир и украшено:
Над оформлением работали известные скульпторы того времени:
Здание Сената и Синода было оформлено в стиле ампир и украшено:
- античными статуями;
- колоннами;
- горельефами;
- барельефами.
Над оформлением работали известные скульпторы того времени:
- Павел Соколов;
- Василий Демут-Малиновский;
- Николай Токарев;
- Иван Леппе;
- Пётр Сенцов;
- Николай Устинов;
- Степан Пименов.
Итальянский мастер Фридолино Торичелли занимался украшением здания, создавая маски львов, капители и другие элементы декора.
Особое внимание уделялось и внутренней отделке здания. По чертежам Александра Штауберта мебель была изготовлена известными мастерами Петром Гамбсом и Андреем Туром. Роспись залов была выполнена Барнабой Медичи, Фёдором Рихтером и другими художниками. Все работы по мрамору были выполнены под руководством итальянского скульптора Трискорни.
Сейчас внутреннее убранство зданий сохранилось лишь частично. Однако росписи потолков и стен, а также лепные элементы всё ещё можно увидеть.
Особое внимание уделялось и внутренней отделке здания. По чертежам Александра Штауберта мебель была изготовлена известными мастерами Петром Гамбсом и Андреем Туром. Роспись залов была выполнена Барнабой Медичи, Фёдором Рихтером и другими художниками. Все работы по мрамору были выполнены под руководством итальянского скульптора Трискорни.
Сейчас внутреннее убранство зданий сохранилось лишь частично. Однако росписи потолков и стен, а также лепные элементы всё ещё можно увидеть.
Особенности здания Сената и Синода
Среди примечательных элементов этого архитектурного комплекса можно выделить арку, расположенную над Галерной улицей и соединяющую два здания Сената и Синода. Арка выполнена в стиле триумфальной арки, а её главным украшением является скульптурная композиция «Правосудие и благочестие». Скульптуры, украшающие арку, имеют глубокий символический смысл и демонстрируют единство государства и православной церкви. Барельефы и горельефы, украшающие арку, рассказывают о главенстве законов в России.
Где находится здание Сената и Синода
Сенатская площадь, 1-3
Как добраться до здания Сената и Синода
В начале Невского проспекта повернуть на Адмиралтейскую улицу и пройти до Сенатской площади.
Где сделать лучшие фото здания Сената и Синода
Благодаря своей архитектуре здания Сената и Синода стал одной из самых популярных локаций для фотосессий в Санкт-Петербурге. Сделать снимок на его фоне — обязательный пункт в программе любого путешественника.
Наиболее эффектные снимки получаются:
Наиболее эффектные снимки получаются:
- На набережной.
- С борта прогулочного катера ,что позволяет запечатлеть здание Сената и Синода с необычных ракурсов. Аренда катера для водной прогулки и фотосессии можно здесь.