✅ Бутылка шампанского в подарок
Скидка 10% в день бронирования
свяжемся в течение 15 мин, чтобы чтобы сделать более выгодное предложение
Бронирование судна
Статьи

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге: история и когда разводят мост, как добраться

Специалисты компании «YACHT-TO-TRIP», которая занимается арендой катеров в Санкт-Петербурге, подготовили для вас подробную информацию о Благовещенском мосте.
Мост Лейтенанта Шмидта, расположенный в Санкт-Петербурге, — это первая постоянная переправа через реку Неву. В XVIII веке в городе использовались только временные мосты, так как строительство постоянного моста было дорогостоящим и сложным.

Благовещенский мост, соединяющий Васильевский остров с Английской набережной, в своё время был самым длинным мостом в Европе.

История Благовещенского моста

В середине XVIII века были предприняты первые попытки построить постоянные мосты через Неву. Однако из-за высокой стоимости и сложности реализации эти проекты так и остались на уровне идей.

В 1842 году было принято решение о строительстве постоянного моста, который соединил бы Васильевский остров и Английскую набережную. Проект был разработан Станиславом Кербедзом, который был выпускником Института путей сообщения.

Строительство моста велось в соответствии с «Положением о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву», утверждённым императором. Предполагалось, что работы займут четыре года, но они затянулись и продолжались с 1843 по ноябрь 1850 года.
В те времена в Санкт-Петербурге было три объекта, строительство которых затягивалось на неопределённый срок: мост через Неву, железная дорога из Москвы и Исаакиевский собор. Люди шутили:

— Мост через Неву построят, но он быстро разрушится, и мы его увидим, а наши дети — нет.

— Железную дорогу из Москвы будут строить так долго, что мы её не увидим, и наши дети её не увидят.

— А Исаакиевский собор вообще никогда не построят, и мы с нашими детьми его не увидим.

Строительство моста через Неву, который впоследствии получил название «Невского», было очень сложным из-за особенностей почвы. В работах было задействовано около полутора тысяч человек. Сваи забивали с помощью паровых машин, а для подводных работ использовали воздушные колокола. Береговые опоры были облицованы гранитом: для подводной части использовали финский гранит, а для надводной — сердобольский.
Существует предание, что Николай I, осведомлённый о трудностях, с которыми сталкивались строители, распорядился повышать Кербедза в чине за каждый успешно построенный пролёт моста. По слухам, узнав об этом, Кербедз сразу же переработал проект, чтобы увеличить количество пролётов.

Возможно, это всего лишь легенда, но факт остаётся фактом: перед началом строительства Станислав Вениаминович имел чин капитана, а к моменту открытия Благовещенского моста 21 ноября 1850 года он уже был произведён в генерал-майоры.
В проектировании этого моста принимал участие известный художник Александр Брюллов. Он разработал проект изящных перил из чугуна, а инженер Д. Цветков создал проект металлических фонарей на газовом освещении.

Опоры моста не были украшены, чтобы подчеркнуть их надёжность и прочность. Планировалось установить на мосту скульптуры, символизирующие различные идеи, по эскизам Петра Клодта и Николая Пименова, но из-за нехватки средств эта идея не была реализована.

Вокруг моста были проведены работы по благоустройству:

На Адмиралтейском острове была создана Благовещенская площадь (ныне площадь Труда), а в её центре — Благовещенская церковь. В честь этих объектов мост и получил своё название.

Со стороны Васильевского острова была расширена набережная и создана площадь Трезини.
Чтобы проверить, насколько прочен Невский мост, на него доставили рельсы из Европы, которые были необходимы для строительства железной дороги.

21 ноября 1850 года состоялось торжественное открытие Благовещенского моста. В этот день на берегу Невы собралось множество людей, чтобы увидеть необычное для зимнего времени зрелище. Император и тысячи горожан стали свидетелями церемонии. Она началась с молебна, после которого император Николай I вместе с сыновьями прошёл пешком через мост на Васильевский остров. Обратно высокие гости возвращались в открытых экипажах.

Петербуржцы с удовольствием прогуливались по мосту. Они восхищались изящными решётками и газовыми фонарями, которые были установлены на столбах в виде колонн коринфского ордера. Также их привлекал разводной пролёт, предназначенный для прохода судов.
Для своего времени это было поистине грандиозное сооружение. Его параметры впечатляют:

* длина моста — 298,2 метра;
* ширина — 20,3 метра;
* масса металлических конструкций переправы — 95 тысяч тонн;
* число пролётов — 8.

Разводной пролёт находился у правого берега Невы, рядом с Васильевским островом. Его крылья разводились примерно за 40 минут.

После смерти Николая I в 1855 году мост переименовали в Николаевский. Рядом с разводным пролётом по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была возведена небольшая часовня Святителя Николая Чудотворца, которую в народе стали называть «Николай-на-мосту».

К началу XX века мост через Неву стал слишком узким для прохождения новых судов, а глубина воды в этом месте была недостаточной. Было решено провести реконструкцию Благовещенского моста и перенести разводной пролёт в центральную часть.

Однако осуществлению этого проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.

В 1917 году, во время революционных событий, рядом с Николаевским мостом стоял знаменитый крейсер «Аврора», который своим выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего дворца. В честь этого события на Английской набережной был установлен памятник.


В 1918 году Николаевский мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта в память о Петре Шмидте, который руководил восстанием на крейсере «Очаков» в 1905 году. По одному из проектов, на месте снесённой часовни планировалось установить памятник революционеру, первому морскому офицеру, перешедшему на сторону восставших матросов.

Вопрос о перестройке моста был вновь поднят после окончания революции и Гражданской войны.
Реконструкция Благовещенского моста в советское время
В 1930 году было принято решение снести часовню, а вскоре стало ясно, что мост нуждается в полной перестройке. Механизм разводного пролёта начал давать сбои, и нужно было изменить конструкцию пролёта, чтобы он мог пропускать суда, которые теперь чаще ходили по Неве из-за строительства Беломоро-Балтийского канала.

Перестройку моста провели в 1930-х годах по проекту инженера и академика Григория Петровича Передерия. Фактически, это было строительство нового моста с центральным разводным пролётом на старых опорах. Из старой конструкции сохранилась только ограда, созданная по рисункам Александра Брюллова.

Фамилия инженера Передерий стала поводом для новых шуток и острот среди ленинградцев. В городском фольклоре появилось выражение «Передерий передерил».

При перестройке использовались новые для того времени технологии мостостроения. Стальные конструкции соединяли с помощью электросварки, которая хорошо зарекомендовала себя при строительстве Володарского моста. Также был применён новый метод подводного бетонирования.
После проведения работ по обновлению моста Лейтенанта Шмидта его длина увеличилась до 331 метра, а ширина стала больше на 4 метра и достигла 24 метров. Проезжая часть стала шире на 18 метров, а тротуары — на 3 метра.

Вес моста уменьшился почти в четыре раза и составил 2400 тонн. Теперь разводные крылья расположены в среднем пролёте, а время их подъёма сократилось до 55 секунд.

В центре моста, на круглых башнях, установлены мемориальные доски, посвящённые лейтенанту Шмидту и тем, кто участвовал в создании моста.
8 сентября 1938 года было проведено испытание, целью которого было проверить надёжность моста через Неву. Для этого на проезжей части установили пять водонепроницаемых деревянных ящиков высотой в один метр и общим весом 900 тонн. Ящики были наполнены водой, чтобы имитировать размещение на переправе легковых автомобилей в пять рядов.

Через три часа воду из ящиков выпустили, и испытание было проведено на другой стороне моста.

Обновлённый мост Лейтенанта Шмидта был открыт для движения 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта был заменён на металлический.
Реконструкция Благовещенского моста в 2000-х годах
В 2004 году встал вопрос о необходимости модернизации моста. В период проведения работ выше по течению реки был возведён временный мост, предназначенный для пешеходов и автомобилей.

В ходе реконструкции устаревшие стальные конструкции были заменены на новые. 15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие обновлённого моста, который получил историческое название — Благовещенский. Его ширина увеличилась с 24 до 37 метров, а количество полос для движения транспорта — до восьми.

Мост расположен в месте, где река Нева впадает в Финский залив.
Все о Санкт-Петербурге