Едва ли найдётся человек, который хоть раз бывал в Санкт-Петербурге и не видел это величественное здание в центре города. Это доходный дом М. И. Вавельберга, который местные жители и гости северной столицы называют «дворцом дожей» или «денежным палаццо».
Здание, облицованное серым гранитом, расположено на пересечении Невского проспекта и Малой Морской улицы. Его внешний вид действительно напоминает постройки в стиле итальянского неоренессанса эпохи Возрождения, особенно Палаццо дожей в Венеции.
Здание, облицованное серым гранитом, расположено на пересечении Невского проспекта и Малой Морской улицы. Его внешний вид действительно напоминает постройки в стиле итальянского неоренессанса эпохи Возрождения, особенно Палаццо дожей в Венеции.
В прошлом это был жилой дом, который принадлежал Михаилу Ипполитовичу Вавельбергу, известному банкиру и купцу первой гильдии. В этом же здании располагался его банк, который считался одним из самых надёжных в то время. Именно для этого банка и было построено здание.
История доходного дома М. И. Вавельберга
История этого места берёт своё начало в начале XIX века. В 1802 году на этом участке были построены два дома в стиле классицизма, которые принадлежали братьям-художникам Сергею и Семёну Берниковым. Впоследствии владельцы участков менялись.
Здесь также находился ресторан, принадлежавший англичанину Томасу Роби. Это заведение прославилось тем, что именно в нём начали готовить первый в городе бифштекс. Блюдо оказалось настолько вкусным, что быстро стало популярным среди жителей Петербурга.
Кроме того, здесь располагалась мастерская портного Конрада Руча, который ввёл в моду плащ-альмавиву. Этот предмет одежды быстро стал популярным среди жителей северной столицы. Его носил даже А. С. Пушкин. Н. В. Гоголь также одевался у этого портного. Именно о Руче он упоминает в своём произведении «Записки сумасшедшего», оставив след о его имени в русской литературе.
Здесь также находился ресторан, принадлежавший англичанину Томасу Роби. Это заведение прославилось тем, что именно в нём начали готовить первый в городе бифштекс. Блюдо оказалось настолько вкусным, что быстро стало популярным среди жителей Петербурга.
Кроме того, здесь располагалась мастерская портного Конрада Руча, который ввёл в моду плащ-альмавиву. Этот предмет одежды быстро стал популярным среди жителей северной столицы. Его носил даже А. С. Пушкин. Н. В. Гоголь также одевался у этого портного. Именно о Руче он упоминает в своём произведении «Записки сумасшедшего», оставив след о его имени в русской литературе.
В середине XIX века здесь работал книжный магазин Радькова, а в конце того же столетия появилась знаменитая булочная Карла Гуля.
Здесь располагались:
В начале XX века на этом участке появилась редакция известного сатирического журнала «Сатирикон», главными редакторами которого были Алексей Александрович Радаков и Аркадий Тимофеевич Аверченко, а издателем — Михаил Германович Корнфельд. Именно в это время оба участка, ранее принадлежавшие братьям, были куплены М. И. Вавельбергом.
Семья Вавельбергов начала заниматься банковским делом ещё в 1840-х годах XIX века, когда Генрих Михайлович открыл контору по краткосрочным займам в Варшаве. Через два года она превратилась в банкирский дом «Братья Вавельбергъ».
Вскоре были открыты филиалы в Вене, Львове, Познани и Вроцлаве, а через два десятилетия Вавельберги пришли в Санкт-Петербург.
Здесь располагались:
- лавка И. М. Иванова, где продавали фрукты;
- магазин обуви Малейна;
- контора по найму гувернанток;
- магазин посуды;
- магазины оружия и велотоваров;
- трактир «Ярославль»;
- школа Альберта Брюккера.
В начале XX века на этом участке появилась редакция известного сатирического журнала «Сатирикон», главными редакторами которого были Алексей Александрович Радаков и Аркадий Тимофеевич Аверченко, а издателем — Михаил Германович Корнфельд. Именно в это время оба участка, ранее принадлежавшие братьям, были куплены М. И. Вавельбергом.
Семья Вавельбергов начала заниматься банковским делом ещё в 1840-х годах XIX века, когда Генрих Михайлович открыл контору по краткосрочным займам в Варшаве. Через два года она превратилась в банкирский дом «Братья Вавельбергъ».
Вскоре были открыты филиалы в Вене, Львове, Познани и Вроцлаве, а через два десятилетия Вавельберги пришли в Санкт-Петербург.
В начале двадцатого века, после кончины отца, М. И. Вавельберг стал главой семейного дела. Это был человек выдающегося ума, который не только с отличием окончил юридический факультет, но и обладал несомненным талантом в сфере коммерции. Уже в 1912 году банк, которым он руководил, превратился в один из крупнейших банков России — Петербургский Торговый банк. Именно для него Михаил Ипполитович заказал строительство доходного дома.
Вавельберг считал, что близость к министерству финансов и монументальное здание, построенное с размахом, вызовут доверие и привлекут потенциальных клиентов. Для реализации этого проекта был приглашён известный архитектор того времени — Мариан Марианович Перетяткович.
Строительство здания было завершено в период с 1911 по 1912 годы. Помимо банка, здесь располагались магазины, конторы и жилые квартиры, а также салон автомобилей «Русский Рено». В этом же здании жил сам Михаил Ипполитович. Однако он прожил здесь недолго и после революции эмигрировал. Позже в здании находился крупный комиссионный магазин «Севзапгосторг», а перед войной — различные организации, включая «Ленмоспо», «Союзпром-Экспорт» и другие.
Во время войны в здании располагалась научная лаборатория Витаминного института. Бывший доходный дом М. И. Вавельберга в 50-х годах XX века стал известен благодаря магазину импортных товаров «Берёзка». В июле 1960 года на первом этаже здания открылся городской аэровокзал. Здесь можно было приобрести билеты, оставить багаж и добраться до аэропорта Пулково. Также в здании размещались институт городского проектирования и издательство «Аврора».
Вавельберг считал, что близость к министерству финансов и монументальное здание, построенное с размахом, вызовут доверие и привлекут потенциальных клиентов. Для реализации этого проекта был приглашён известный архитектор того времени — Мариан Марианович Перетяткович.
Строительство здания было завершено в период с 1911 по 1912 годы. Помимо банка, здесь располагались магазины, конторы и жилые квартиры, а также салон автомобилей «Русский Рено». В этом же здании жил сам Михаил Ипполитович. Однако он прожил здесь недолго и после революции эмигрировал. Позже в здании находился крупный комиссионный магазин «Севзапгосторг», а перед войной — различные организации, включая «Ленмоспо», «Союзпром-Экспорт» и другие.
Во время войны в здании располагалась научная лаборатория Витаминного института. Бывший доходный дом М. И. Вавельберга в 50-х годах XX века стал известен благодаря магазину импортных товаров «Берёзка». В июле 1960 года на первом этаже здания открылся городской аэровокзал. Здесь можно было приобрести билеты, оставить багаж и добраться до аэропорта Пулково. Также в здании размещались институт городского проектирования и издательство «Аврора».
В период с 1968 по 1970 год проводилась частичная реставрация здания. В 1990-е годы на третьем этаже разместился Союз писателей, а в начале XXI века сюда переехал известный рок-клуб «Сайгон».
Это величественное здание в центре города привлекало внимание многих организаций, которые арендовали здесь помещения. Однако с 2011 года здание начало пустеть. В это время начались масштабные реставрационные работы по проекту архитектурного бюро «Литейная часть-91». Также запланировано размещение гостиницы.
Это величественное здание в центре города привлекало внимание многих организаций, которые арендовали здесь помещения. Однако с 2011 года здание начало пустеть. В это время начались масштабные реставрационные работы по проекту архитектурного бюро «Литейная часть-91». Также запланировано размещение гостиницы.
Архитектура доходного дома М. И. Вавельберга
Доходный дом М. И. Вавельберга, построенный по проекту архитектора М. М. Перетятковича в стиле неоклассицизма, сразу же привлёк внимание своей необычной архитектурой. Скульптуры, выполненные В. В. Козловым и Л. А. Дитрихом, дополнили образ здания.
Дом стал настоящим украшением Невского проспекта. Его внешний вид напоминал итальянские дворцы, но это не единственное, что выделяло его среди других построек города. Архитектор решился на смелый шаг: он построил здание, облицованное серым сердобольским гранитом, что было необычным для хмурого и дождливого Санкт-Петербурга. Дом казался одновременно неприветливым и загадочным, но в то же время надёжным.
Из того же материала были выполнены рустованные колонны, наличники, барельефы, пилястры и другие элементы декора.
Дом стал настоящим украшением Невского проспекта. Его внешний вид напоминал итальянские дворцы, но это не единственное, что выделяло его среди других построек города. Архитектор решился на смелый шаг: он построил здание, облицованное серым сердобольским гранитом, что было необычным для хмурого и дождливого Санкт-Петербурга. Дом казался одновременно неприветливым и загадочным, но в то же время надёжным.
Из того же материала были выполнены рустованные колонны, наличники, барельефы, пилястры и другие элементы декора.
Дом, приносящий доход, действительно выделялся на фоне окружающих его зданий кремового, голубого и жёлтого цветов.
Это монументальное пятиэтажное здание поразительно похоже на архитектуру итальянского Возрождения. Боковые части здания украшены псевдоарками, парами колонн и пилястрами, а фасад — двухъярусной аркадой, что придаёт ему сходство с Дворцом дожей в Венеции.
Здание отличается лёгкостью и воздушностью нижней части благодаря арочным формам и тяжестью верхней части.
Фасад здания украшен множеством скульптур, в основном масок, большинство из которых изображают царя зверей — льва. Эти маски можно увидеть на балконах, в угловой части фасада, выходящего на Невский проспект, и на капители колонны у входа. Также они расположены на фасаде со стороны Малой Морской улицы под капителями рустованной колонны.
Это монументальное пятиэтажное здание поразительно похоже на архитектуру итальянского Возрождения. Боковые части здания украшены псевдоарками, парами колонн и пилястрами, а фасад — двухъярусной аркадой, что придаёт ему сходство с Дворцом дожей в Венеции.
Здание отличается лёгкостью и воздушностью нижней части благодаря арочным формам и тяжестью верхней части.
Фасад здания украшен множеством скульптур, в основном масок, большинство из которых изображают царя зверей — льва. Эти маски можно увидеть на балконах, в угловой части фасада, выходящего на Невский проспект, и на капители колонны у входа. Также они расположены на фасаде со стороны Малой Морской улицы под капителями рустованной колонны.
Архитектор не упустил возможности запечатлеть на фасаде здания щит с монограммой владельца. Этот элемент находится на вершине фронтона над служебным входом, который расположен внутри полусферы.
Однако внутри здания, особенно в операционном зале банка, царит сдержанность. Колонны с пилястрами, облицованные жёлтым мрамором, и роскошный резной плафон — вот и всё убранство деловых помещений.
Однако внутри здания, особенно в операционном зале банка, царит сдержанность. Колонны с пилястрами, облицованные жёлтым мрамором, и роскошный резной плафон — вот и всё убранство деловых помещений.
Особенности доходного дома М. И. Вавельберга
Характерной чертой доходного дома на улице Марата, 17, является его необычный внешний вид. С момента своего появления на Невском проспекте здание сразу же стало выделяться среди других построек.
Во-первых, это связано с его размерами, которые визуально кажутся ещё больше благодаря смелым архитектурным решениям. Даже сегодня, когда вокруг множество разнообразных зданий, бывший доходный дом привлекает внимание своей отделкой из тёмно-серого грубого гранита.
Несмотря на то, что здание имеет удивительное сходство с Дворцом дожей в Венеции, М. М. Перетяткович не стремился создать его точную копию. В интервью архитектор признаётся, что хотел создать здание в готическом стиле, который можно встретить в Северной Италии, но при этом не хотел подражать какому-либо конкретному образцу.
Во-первых, это связано с его размерами, которые визуально кажутся ещё больше благодаря смелым архитектурным решениям. Даже сегодня, когда вокруг множество разнообразных зданий, бывший доходный дом привлекает внимание своей отделкой из тёмно-серого грубого гранита.
Несмотря на то, что здание имеет удивительное сходство с Дворцом дожей в Венеции, М. М. Перетяткович не стремился создать его точную копию. В интервью архитектор признаётся, что хотел создать здание в готическом стиле, который можно встретить в Северной Италии, но при этом не хотел подражать какому-либо конкретному образцу.
Где находится доходный дом М. И. Вавельберга
Здание, известное как доходный дом М. И. Вавельберга, расположено в самом сердце Санкт-Петербурга, на перекрёстке Невского проспекта и Малой Морской улицы. Его адрес: Невский проспект, 7-9.
Как добраться до доходного дома М. И. Вавельберга
Станция метро «Адмиралтейская» находится всего в ста метрах от доходного дома М. И. Вавельберга. Вам нужно выйти из вестибюля станции и перейти Малую Морскую улицу.
Чуть дальше расположены станции метро «Невский проспект» и «Гостиный двор». До первой из них — около километра, до второй — чуть больше. От станции «Гостиный двор» можно дойти пешком. Выйдите на Невский проспект и идите прямо до нужного здания.
От станции «Невский проспект» можно дойти до доходного дома пешком. Просто идите по Невскому проспекту. По пути вам будет на что посмотреть.
Если вы хотите воспользоваться общественным транспортом, то можно выбрать тот же маршрут, что и от станции «Гостиный двор». Разница лишь в том, что нужно будет сесть на автобус или троллейбус на остановке «Невский проспект».
До остановки «Малая Морская» можно доехать на автобусе № 7, 24, 191 или на троллейбусе № 1, 7, 10, 11.
Чуть дальше расположены станции метро «Невский проспект» и «Гостиный двор». До первой из них — около километра, до второй — чуть больше. От станции «Гостиный двор» можно дойти пешком. Выйдите на Невский проспект и идите прямо до нужного здания.
От станции «Невский проспект» можно дойти до доходного дома пешком. Просто идите по Невскому проспекту. По пути вам будет на что посмотреть.
Если вы хотите воспользоваться общественным транспортом, то можно выбрать тот же маршрут, что и от станции «Гостиный двор». Разница лишь в том, что нужно будет сесть на автобус или троллейбус на остановке «Невский проспект».
До остановки «Малая Морская» можно доехать на автобусе № 7, 24, 191 или на троллейбусе № 1, 7, 10, 11.
Интересные факты про доходный дом М. И. Вавельберга
Помимо того, что доходный дом М. И. Вавельберга похож на Палаццо дожей в Венеции, он также напоминает Палаццо Медичи во Флоренции. Это сходство, а также герб с инициалами над входом в здание послужили поводом для появления нового ироничного названия — «Денежкино Палаццо».
В прошлом, когда здесь ещё не было доходного дома, а находилась мастерская известного портного Конрада Руча, он придумал необычный способ рекламы своей продукции. Он нанял двух братьев-близнецов, которые должны были носить плащ-альмавиву и прогуливаться по Невскому проспекту рядом с мастерской, привлекая внимание прохожих.
Существует легенда, что когда здание было построено и сдано в эксплуатацию, на дверях в банк висела обычная и логичная надпись: «Толкать от себя». М. И. Вавельбергу это не понравилось, и он попросил архитектора изменить надпись на «Тянуть к себе». Так и было сделано.
В прошлом, когда здесь ещё не было доходного дома, а находилась мастерская известного портного Конрада Руча, он придумал необычный способ рекламы своей продукции. Он нанял двух братьев-близнецов, которые должны были носить плащ-альмавиву и прогуливаться по Невскому проспекту рядом с мастерской, привлекая внимание прохожих.
Существует легенда, что когда здание было построено и сдано в эксплуатацию, на дверях в банк висела обычная и логичная надпись: «Толкать от себя». М. И. Вавельбергу это не понравилось, и он попросил архитектора изменить надпись на «Тянуть к себе». Так и было сделано.
Где сделать лучшие фото доходного дома М. И. Вавельберга
Благодаря своей архитектуре доходного дома М. И. Вавельберга стал одной из самых популярных локаций для фотосессий в Санкт-Петербурге. Сделать снимок на его фоне — обязательный пункт в программе любого путешественника.
Наиболее эффектные снимки получаются:
Наиболее эффектные снимки получаются:
- На набережной.
- С борта прогулочного катера ,что позволяет запечатлеть доходный дом М. И. Вавельберга в Санкт-Петербурге с необычных ракурсов. Аренда катера для водной прогулки и фотосессии можно здесь.