Среди выдающихся архитектурных сооружений Невского проспекта выделяется здание, принадлежащее торговому товариществу — Дом Елисеевых. Оно находится в самом сердце города, на пересечении Невского проспекта и Малой Садовой улицы.
Дом был построен в 1903 году по проекту архитектора Г. В. Барановского и с тех пор привлекает внимание горожан. Уже более ста лет здесь работает магазин, который предлагает редкие и изысканные товары. Сегодня это не просто магазин, а настоящий музей, который позволяет посетителям окунуться в атмосферу царской России.
Дом был построен в 1903 году по проекту архитектора Г. В. Барановского и с тех пор привлекает внимание горожан. Уже более ста лет здесь работает магазин, который предлагает редкие и изысканные товары. Сегодня это не просто магазин, а настоящий музей, который позволяет посетителям окунуться в атмосферу царской России.
История дома купцов Елисеевых
В конце XVIII века на этом участке стоял трёхэтажный дом, который принадлежал купцу И. Апайщикову. Впоследствии здание неоднократно переходило из рук в руки, а в какой-то момент там даже размещалась редакция журнала «Военный сборник».
Во второй половине XIX века по проекту архитектора А. И. Тихобразова здание было надстроено ещё двумя этажами, и в итоге стало пятиэтажным.
В 1881 году именно в этом доме народовольцы устроили подкоп, чтобы взорвать императора Александра II.
В 1898 году здание перешло в собственность Г. Г. Елисеева. В то время в нём располагались ломбард, магазин и ресторан.
Затем за модернизацию здания взялся архитектор Г. В. Барановский. Он начал с того, что перестроил корпус на Малой Садовой улице, а затем построил известное всем здание на углу с театром и магазином.
Во второй половине XIX века по проекту архитектора А. И. Тихобразова здание было надстроено ещё двумя этажами, и в итоге стало пятиэтажным.
В 1881 году именно в этом доме народовольцы устроили подкоп, чтобы взорвать императора Александра II.
В 1898 году здание перешло в собственность Г. Г. Елисеева. В то время в нём располагались ломбард, магазин и ресторан.
Затем за модернизацию здания взялся архитектор Г. В. Барановский. Он начал с того, что перестроил корпус на Малой Садовой улице, а затем построил известное всем здание на углу с театром и магазином.
В эпоху Советского Союза магазин продолжал работать, но сменил название на «Гастроном № 1». Здесь можно было приобрести изысканные продукты даже в условиях дефицита.
В 1930-х годах на втором этаже здания открылся Театр комедии и сатиры. Спектакли в нём шли даже во время блокады города. Именно здесь во время Великой Отечественной войны появились первые «Окна ТАСС».
После всех этих событий здание торгового товарищества, безусловно, нуждалось в реставрации. В течение нескольких лет проводились работы по восстановлению, и только в 2012 году магазин снова открыл свои двери.
Сегодня это не просто магазин элитных товаров. В центре зала находится небольшое кафе, а в сезон работает летнее кафе с видом на Невский проспект. На втором и цокольном этажах расположены два ресторана.
В 1930-х годах на втором этаже здания открылся Театр комедии и сатиры. Спектакли в нём шли даже во время блокады города. Именно здесь во время Великой Отечественной войны появились первые «Окна ТАСС».
После всех этих событий здание торгового товарищества, безусловно, нуждалось в реставрации. В течение нескольких лет проводились работы по восстановлению, и только в 2012 году магазин снова открыл свои двери.
Сегодня это не просто магазин элитных товаров. В центре зала находится небольшое кафе, а в сезон работает летнее кафе с видом на Невский проспект. На втором и цокольном этажах расположены два ресторана.
История семьи купцов Елисеевых
В начале XIX века Пётр Елисеев переехал из Ярославля в Санкт-Петербург и открыл там магазин, где продавал продукты питания. Он делал упор на качественные товары из-за границы: финики, свежие фрукты, сыры из Англии и Голландии.
Спустя шесть лет Пётр стал купцом третьей гильдии. После его смерти дело продолжил его жена Мария Гавриловна, но фактически всем управляли сыновья.
Помимо качественных импортных продуктов, братья решили продавать вино. У них был собственный флот, и для контроля качества они закупали не готовый алкоголь, а виноград из Франции, Испании и Португалии. Виноград обрабатывали на месте и отправляли в Санкт-Петербург, где из него делали вино. Братья полностью контролировали процесс виноделия и уже в 1840-х годах поставляли вино царской семье. Позже вина Елисеевых стали известны во всём мире.
Спустя шесть лет Пётр стал купцом третьей гильдии. После его смерти дело продолжил его жена Мария Гавриловна, но фактически всем управляли сыновья.
Помимо качественных импортных продуктов, братья решили продавать вино. У них был собственный флот, и для контроля качества они закупали не готовый алкоголь, а виноград из Франции, Испании и Португалии. Виноград обрабатывали на месте и отправляли в Санкт-Петербург, где из него делали вино. Братья полностью контролировали процесс виноделия и уже в 1840-х годах поставляли вино царской семье. Позже вина Елисеевых стали известны во всём мире.
Помимо торговли, братья активно занимались банковской деятельностью. Они также достигли успеха в этой сфере. В дальнейшем Елисеевы продали свои суда и стали пользоваться услугами сторонних компаний для перевозки товаров.
В конце XIX века владельцем бизнеса стал Григорий Елисеев — внук Петра Елисеева. Он преобразовал торговый дом в товарищество, что позволило сделать структуру управления более гибкой.
Затем Григорий начал открывать новые магазины в разных городах:
Именно Григорий одним из первых начал применять принципиально новый подход к продаже элитных товаров. Так, был открыт первый магазин на Тверской улице в Москве, который стал своеобразной рекламной кампанией. Затем он открыл магазин в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, который напоминал современный торговый центр: помимо продуктового магазина, здесь были театр и ресторан.
В конце XIX века владельцем бизнеса стал Григорий Елисеев — внук Петра Елисеева. Он преобразовал торговый дом в товарищество, что позволило сделать структуру управления более гибкой.
Затем Григорий начал открывать новые магазины в разных городах:
- Санкт-Петербурге;
- Киеве;
- Москве.
Именно Григорий одним из первых начал применять принципиально новый подход к продаже элитных товаров. Так, был открыт первый магазин на Тверской улице в Москве, который стал своеобразной рекламной кампанией. Затем он открыл магазин в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, который напоминал современный торговый центр: помимо продуктового магазина, здесь были театр и ресторан.
Однако история этого успеха завершилась весьма печально. Григорий, будучи не в силах сдержать свои чувства, влюбился в замужнюю женщину. Он обратился к её мужу с просьбой о разводе. Мария Александровна не смогла пережить эту новость и совершила самоубийство.
Всего через три недели после этого события Григорий женился на своей возлюбленной и уехал во Францию. Дети не смогли простить ему смерть матери и отказались продолжать дело.
Всего через три недели после этого события Григорий женился на своей возлюбленной и уехал во Францию. Дети не смогли простить ему смерть матери и отказались продолжать дело.
Легенды дома купцов Елисеевых
Как и у многих старинных зданий, у дома Елисеевых есть свои предания. Одно из них связано с основателем династии — Петром Елисеевым. Говорят, что он был садовником у графа Шереметьева и однажды на Рождество на стол подали клубнику, выращенную им в теплице. Гости были так поражены, что попросили пригласить садовника. Когда он вошёл, граф спросил, как его отблагодарить. «Волей», — ответил Елисеев, и граф Шереметьев даровал ему свободу и начальный капитал для открытия своего дела. Однако документальных подтверждений этой истории нет.
Другая легенда менее романтична. Говорят, что Григорий Елисеев перед отъездом в Париж переплавил всё своё золото в огромную люстру и повесил её в торговом зале. Он надеялся вернуться и забрать своё состояние, когда к власти снова придёт царь, но этого не случилось.
Однако и эта легенда не имеет документальных подтверждений. Большая люстра появилась в магазине только в 1930-х годах, и она не была золотой.
Другая легенда менее романтична. Говорят, что Григорий Елисеев перед отъездом в Париж переплавил всё своё золото в огромную люстру и повесил её в торговом зале. Он надеялся вернуться и забрать своё состояние, когда к власти снова придёт царь, но этого не случилось.
Однако и эта легенда не имеет документальных подтверждений. Большая люстра появилась в магазине только в 1930-х годах, и она не была золотой.
Здание купцов Елисеевых
Здание, принадлежавшее торговому товариществу Елисеевых, было спроектировано архитектором Г. В. Барановским. Владелец не скупился на отделку, и дом заметно выделялся на фоне других зданий на Невском проспекте. Скульптуры, витражи и другие элементы декора были призваны продемонстрировать богатство и роскошь, привлекая внимание прохожих.
Дом Елисеевых был построен в стиле модерн с элементами эклектики и классицизма. Похожим зданием на Невском проспекте можно считать Дом компании Зингер.
Место для магазина было выбрано не случайно. Расположение в центре города, на главном проспекте, рядом с театром, Аничковым дворцом, Публичной библиотекой, Большим Гостиным двором и Пассажем, а также множеством банков говорило о процветании и благополучии. В таком месте не могло быть другого магазина деликатесов.
Дом Елисеевых был построен в стиле модерн с элементами эклектики и классицизма. Похожим зданием на Невском проспекте можно считать Дом компании Зингер.
Место для магазина было выбрано не случайно. Расположение в центре города, на главном проспекте, рядом с театром, Аничковым дворцом, Публичной библиотекой, Большим Гостиным двором и Пассажем, а также множеством банков говорило о процветании и благополучии. В таком месте не могло быть другого магазина деликатесов.
Архитектура
Архитектура сооружения задумана таким образом, чтобы привлекать внимание. Использование передовых технологий того периода, а также применение гранита, металла и стекла — всё это говорит о стиле модерн.
В этом здании нет привычных стен — перекрытия поддерживаются колоннами, облицованными красным гранитом. На каждой колонне установлена скульптура, символизирующая одну из сфер деятельности: науку, торговлю, промышленность или искусство.
Все эти скульптуры были созданы скульптором А. Г. Адамсоном и являются первыми масштабными произведениями искусства в Санкт-Петербурге того времени, которые стали частью здания.
В этом здании нет привычных стен — перекрытия поддерживаются колоннами, облицованными красным гранитом. На каждой колонне установлена скульптура, символизирующая одну из сфер деятельности: науку, торговлю, промышленность или искусство.
Все эти скульптуры были созданы скульптором А. Г. Адамсоном и являются первыми масштабными произведениями искусства в Санкт-Петербурге того времени, которые стали частью здания.
Основной фасад исполнен в виде огромной арки высотой в 5 этажей. Она разделена металлическими вертикальными перекрытиями на 9 отсеков, что зрительно вытягивает ее. На верхнем ярусе расположились небольшие узкие окна, облегчающие восприятие композиции в целом. Разделяющая решетка настолько изящна, что напоминает легкие тонкие струны, а сам фасад делает похожим на лиру.
Разноцветные витражи, металлический узор в виде растений, вырезанные из гранита листья каштана — всё это, возможно, создаёт ощущение некоторой перегруженности, но при этом делает здание очень привлекательным.
Ещё одной чертой модерна в архитектуре здания является изображение женского лица над аркой. В её развевающиеся волосы вплетены цветы с плодами, а по шее ползёт змея.
Над главной витриной на уровне фойе театра Барановский расположил балкон — этот приём характерен для доходных домов в столице Франции.
Отдельного упоминания заслуживает фигурная крыша. В то время все здания, кроме культовых, имели нейтральные классические формы крыш. Здесь же она украшена четырьмя колоннами со львиными масками и вазонами, напоминающими царский скипетр.
Разноцветные витражи, металлический узор в виде растений, вырезанные из гранита листья каштана — всё это, возможно, создаёт ощущение некоторой перегруженности, но при этом делает здание очень привлекательным.
Ещё одной чертой модерна в архитектуре здания является изображение женского лица над аркой. В её развевающиеся волосы вплетены цветы с плодами, а по шее ползёт змея.
Над главной витриной на уровне фойе театра Барановский расположил балкон — этот приём характерен для доходных домов в столице Франции.
Отдельного упоминания заслуживает фигурная крыша. В то время все здания, кроме культовых, имели нейтральные классические формы крыш. Здесь же она украшена четырьмя колоннами со львиными масками и вазонами, напоминающими царский скипетр.
Особенности внутреннего оформления
В здании Елисеевых на первом этаже располагался магазин, а выше него — концертный зал и ресторан.
В оформлении магазина использовались различные элементы декора:
Особенностью магазина было зеркало в форме фасоли — характерный элемент модернизма.
Колоннада стала основным элементом декора фойе, а потолки третьего этажа казались выше благодаря использованию архитектурных приёмов.
Зрительный зал был украшен:
В оформлении магазина использовались различные элементы декора:
- лепнина;
- витражи;
- кованые решётки;
- металлические канделябры;
- растительный орнамент.
Особенностью магазина было зеркало в форме фасоли — характерный элемент модернизма.
Колоннада стала основным элементом декора фойе, а потолки третьего этажа казались выше благодаря использованию архитектурных приёмов.
Зрительный зал был украшен:
- растительным и геометрическим орнаментом;
- панелями;
- зеркалами;
- люстрами невиданной красоты;
- коваными решётками.
В отличие от него, фойе оформлено в более сдержанном стиле.
Лестница соединяет все этажи здания. Каждый лестничный пролёт украшен витражами, которые соответствуют тематике: на нижнем этаже изображены витрины магазина, а выше — театральные персонажи.
Весь дом был оформлен в оригинальных цветовых решениях: насыщенный коричнево-розовый, спокойный зелёный, отражения зеркал и стекла создавали ощущение богатства и роскоши.
Лёгкий полумрак торгового зала создавал особую атмосферу, вызывая ощущение загадочности и дезориентации во времени, что способствовало отдыху и тратам.
Лестница соединяет все этажи здания. Каждый лестничный пролёт украшен витражами, которые соответствуют тематике: на нижнем этаже изображены витрины магазина, а выше — театральные персонажи.
Весь дом был оформлен в оригинальных цветовых решениях: насыщенный коричнево-розовый, спокойный зелёный, отражения зеркал и стекла создавали ощущение богатства и роскоши.
Лёгкий полумрак торгового зала создавал особую атмосферу, вызывая ощущение загадочности и дезориентации во времени, что способствовало отдыху и тратам.
Как добраться до дома купцов Елисеевых
Невский проспект, 56
Ближайшие станции метрополитена:
Выйдя из метро «Гостиный двор», необходимо пройти по Невскому проспекту около 400 метров до пересечения с Малой Садовой улицей.
От станции метро «Невский проспект» можно воспользоваться следующими видами наземного транспорта:
Также можно пройти пару остановок пешком по Невскому проспекту в направлении Аничкова моста.
- «Гостиный двор»
- «Невский проспект»
Выйдя из метро «Гостиный двор», необходимо пройти по Невскому проспекту около 400 метров до пересечения с Малой Садовой улицей.
От станции метро «Невский проспект» можно воспользоваться следующими видами наземного транспорта:
- автобусы № 191, 22, 24, 27, 3, 3М, 3МБ, 7;
- троллейбусы № 1, 10, 11, 22, 5, 7.
Также можно пройти пару остановок пешком по Невскому проспекту в направлении Аничкова моста.
Где сделать лучшие фото дома купцов Елисеевых
Благодаря своей архитектуре дома купцов Елисеевых стал одной из самых популярных локаций для фотосессий в Санкт-Петербурге. Сделать снимок на его фоне — обязательный пункт в программе любого путешественника.
Наиболее эффектные снимки получаются:
Наиболее эффектные снимки получаются:
- На набережной.
- С борта прогулочного катера ,что позволяет запечатлеть дом купцов Елисеевых с необычных ракурсов. Аренда катера для водной прогулки и фотосессии можно здесь.