Статьи

Аничков мост в Санкт-Петербурге: история, как добраться

Аничков мост в Санкт-Петербурге: история, как добраться
Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга — Аничков мост. Он пересекает Фонтанку и является одной из трёх переправ, проходящих через Невский проспект. Этот мост привлекает внимание своими восхитительными конными скульптурами, которые делают его по-настоящему запоминающимся.

Длина моста составляет почти 55 метров, а его ширина — 37,9 метра. Он состоит из трёх пролётов.

Метро у Аничкова моста

Ближайшие станции метро к Аничкову мосту — это «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковская» и «Площадь Восстания». Если вы хотите дойти до моста пешком, то вам нужно будет пройти по Невскому проспекту примерно 10–15 минут.

История Аничкова моста

Когда строили Невский проспект, возникла необходимость в переправе через реку Ерик, которую раньше называли Фонтанкой или Безымянным Ериком.

Пётр I приказал: «За Большою Невой на Фантанной реке по першпективе зделать мост». В 1715 году была построена деревянная переправа, которую назвали Аничков мост — по имени Михаила Аничкова, инженера-подполковника и командира полка, солдаты которого участвовали в строительстве. Длина моста превышала 150 метров, он проходил через всю заболоченную пойму реки. Прогулка на катере по Санкт-Петербургу — это уникальная возможность увидеть город с воды и оценить его красоту с необычного ракурса. Во время плавания по рекам и каналам вы сможете рассмотреть архитектурные шедевры и исторические достопримечательности Северной столицы.

В те времена это была окраина Санкт-Петербурга. Здесь находилась пограничная застава, где проверяли паспорта и брали плату за въезд в город. Заплатить можно было как деньгами, так и булыжниками, которые использовались для мощения дорог. На ночь шлагбаум опускался, и караульные укрывались в шалаше. Позже для них построили караульный дом, где они проверяли документы и прятались от непогоды.
В 1726 году переправу через Фонтанку сделали разводной. Её открывали для прохода судов с высокими мачтами. Чтобы волки не могли попасть в город, переправу разводили и на ночь.

В 1749 году архитектор Семён Волков построил новый деревянный мост. По одной из версий, его укрепили, чтобы через него могли пройти слоны, которых императрица Елизавета Петровна получила в дар от персидского шаха. Переправа не имела разводного пролёта и была обшита досками, имитирующими гранит.

В 1780-х годах через Фонтанку было построено семь однотипных каменных мостов, включая Аничков. Он стал гранитным, средний деревянный пролёт сделали разводным, а на краях переправы построили башни с разводными механизмами. Из семи переправ, построенных в то время, сохранились только мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Можно представить, как выглядел Аничков мост в то время, посмотрев на эти мосты.
Со временем Невский проспект становился всё шире, и к 1840 году его ширина значительно превышала ширину переправы через Фонтанку. К тому же, центральная деревянная часть переправы пришла в негодность. Поэтому в 1841 году старую переправу разобрали, а на её месте за семь месяцев построили новую. Руководил строительством генерал-лейтенант Андрей Данилович Готман, а проект разработали инженеры Иван Буттац и Александр Редер.
В январе 1842 года состоялось торжественное открытие Аничкова моста. В ходе реконструкции были убраны башни, а три пролета — выложены кирпичом и облицованы гранитом.

В это же время появились знаменитые чугунные решетки с морскими коньками и русалочками. Рисунок для решеток был создан немецким художником Карлом Шинкелем. Похожие решетки с таким же рисунком можно увидеть и на Дворцовом мосту в Берлине.
Исследования, проведённые в 1843, 1847, 1855 и 1899 годах, показали, что переправа имела конструктивные недостатки, которые приводили к её разрушению.

В 1906–1908 годах по проекту архитектора Петра Щусева был проведён ремонт. В ходе работ была выполнена гидроизоляция конструкций, а также заменены и облицованы розовым кирпичом кирпичные своды.

Во время Великой Отечественной войны снаряды повредили гранитные парапеты и перила. На одном из гранитных постаментов до сих пор можно увидеть вмятину от снаряда.

В период с 2007 по 2008 год были устранены трещины покрытий, выполнена гидроизоляция, проведён ремонт арочной кирпичной кладки и замена каменных блоков.

Кони Аничкова моста

В 1841 году петербургский скульптор Пётр Карлович Клодт работал над двумя композициями: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Их планировали установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Однако после того, как набережную украсили сфинксами, отлитые бронзовые скульптуры разместили с западной стороны Аничкова моста ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны установили их временные копии из гипса, которые планировали заменить на бронзовые скульптуры.

Пётр Клодт отлил скульптуру из бронзы, но понадобилось почти десять лет, чтобы композиция была завершена. За это время коней несколько раз дарили, и они украшали то один, то другой дворец.
В 1842 году по приказу Николая I скульптурные группы были подарены прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они расположены у ворот Королевского дворца в Берлине.

В 1844 году отлитые заново скульптуры установили на мосту, а два года спустя их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак признательности за гостеприимство, оказанное императрице во время её путешествия по Италии. В настоящее время эти скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе.

Следующие скульптурные группы коней были установлены у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа. Однако во время Великой Отечественной войны они были утрачены безвозвратно.

Кони также украшали дворцово-парковый ансамбль князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне. Однако во время войны скульптуры из Орловского парка были увезены фашистами.

В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке скульптуры были установлены у Конного двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней.

В 1846 году Пётр Клодт решил не создавать копии коней и продолжил работу над темой «Покорение коня человеком». В 1850 году были установлены две новые группы в восточной части моста, и замысел скульптора был полностью воплощён в четырёх скульптурных группах:

* Первая группа в западной части Аничкова моста — «Конь с идущим юношей». Животное ещё покорно, и обнажённый атлет сдерживает вздыбленного коня, держа его за узду.
На картине изображена напряжённая борьба. Конь широко расставил ноги, высоко поднял голову, оскалил пасть и раздул ноздри. Юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное.

В третьей группе, которая находится ближе к Дворцу Белосельских-Белозерских, водитель лежит поверженный на земле, а конь почти вырвался на свободу. Голова лошади победно поднята, и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой.
В четвёртой группе скульптур мы видим, как атлет обуздывает коня. Опустившись на колено, он крепко держит узду обеими руками и словно покоряет могучее животное.

В своей композиции Пётр Клодт прославляет человека, который сумел подчинить себе природу. На одном из постаментов можно увидеть бронзовую табличку с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Во время Великой Отечественной войны скульптуры были закопаны в сквере у Аничкова дворца. Их вернули на постаменты накануне 1 мая 1945 года. В следующий раз они покинули мост во время реставрации, которая проводилась в 2001–2002 годах. К 300-летию Санкт-Петербурга скульптуры были отреставрированы и вернулись на свои места.

Почему Аничков мост так называется?

Хотя переправа и названа в честь инженер-полковника Михаила Аничкова, чей батальон строил этот мост, многие петербуржцы продолжают связывать её название с трагической историей любви. Они утверждают, что в XIX веке здесь висела табличка с надписью «Аничкин мост» и что именно здесь развивалась эта романтическая история.

Легенды и мифы Аничкова моста

Говорят, что на торжественном открытии скульптур Николай I похвалил Клодта, сказав: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец».

Однажды Клодт сопровождал императора на приёме в Берлине. Скульптор решил прокатиться на лошади, которую взял напрокат, но не справился с ней и упал, потеряв шляпу и с трудом удержавшись в седле. Однако Николай I поддержал соотечественника, сказав: «Ты лучше лепишь лошадей, чем ездишь на них».

Рассказывают, что однажды скульптор обогнал повозку с императором, что было строго запрещено. Николай I погрозил ему пальцем. Когда это повторилось во второй раз, император гневно погрозил кулаком, а вскоре пришёл к нему в мастерскую, посмотрел на бронзовые скульптуры и сказал: «За этих — прощаю».

Решив отомстить обидчику, Пётр Клодт изобразил его лицо под хвостом одного из вздыбленных коней. Современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Однако есть мнение, что под хвостом изображён Наполеон, злейший враг России.

Загадочна и причина смерти великого скульптора. Кто-то сказал Клодту, что у двух его коней нет языков. Он сильно расстроился и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине.

Аничков мост – интересные факты

Кони Аничкова моста обращены в сторону Адмиралтейства — они подкованы, а те, что смотрят на площадь Восстания — не подкованы. По легенде, это связано с тем, что в 18 веке на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы. Кони, которые смотрят в сторону кузниц, символизируют рабочий процесс и поэтому не подкованы. А те кони, которые идут от кузниц, символизируют движение и прогресс, поэтому они подкованы.

В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям предложила назвать мост Невским, но это название так и не прижилось.

Пётр Клодт также является автором памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Этот памятник знаменит тем, что имеет всего две точки опоры. Клодт создал также памятник Ивану Крылову в Летнем саду, модель коней Нарвских ворот и квадригу Аполлона для Большого театра.

В начале 20 века в Москве у Ипподрома на Беговой аллее были установлены композиции коней, выполненные внуком Петра Клодта, скульптором Константином Клодтом.

Чугунные решётки моста были сняты в середине 1990-х годов, зарисованы и заново отлиты на заводе в городе Снежинске Челябинской области. Об этом свидетельствует эмблема города на перилах.

Ударение в слове «Аничков» нужно ставить на второй слог.

Рядом с мостом находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга, как Аничков дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и Фонтанный двор.