Статьи

Зимний дворец в Санкт-Петербурге: история, как добраться

Зимний дворец в Санкт-Петербурге: история, как добраться
Зимний дворец Елизаветы Петровны — это шедевр барочной архитектуры и главный дворец России. Он расположен на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

У каждого здания своя судьба, как и у людей. Эти судьбы могут быть яркими и известными, а могут быть незаметными и малоизвестными. Однако императорские дворцы, безусловно, известны всем.

Традиция делить дворцы на летние и зимние уходит корнями во времена Московского царства. Весной царские семьи покидали Теремной дворец Московского кремля и переезжали в Измайловское или Коломенское. Точно так же и мы сейчас с радостью переезжаем в тёплое время года на свои дачи.

История

1 января 1752 года императрица Елизавета Петровна приняла решение расширить Зимний дворец и сделать его своей главной парадной резиденцией. Для этого были выкуплены окружающие участки, в том числе дома Рагузинского и Ягужинского, расположенные на Дворцовой набережной.

Проект был утверждён до июня 1752 года, после чего началось грандиозное строительство, длившееся восемь лет. Архитектором Зимнего дворца в Санкт-Петербурге был Бартоломео Франческо Растрелли, главный царский зодчий.

Работы продвигались невероятно быстро, поскольку стареющая императрица очень хотела переехать в свою новую резиденцию и заняла её задолго до завершения строительства. Однако принимать готовый дворец пришлось уже императору Петру III в апреле 1762 года.
В 1754 году на строительстве работали 1000 каменщиков. К 1756 году их число возросло до 1900 человек, а в 1757 году достигло 2323. В 1758 году на стройке было занято 2250 каменщиков. Большинство из них были профессионалами из разных губерний. Для ускорения процесса также использовался труд арестантов, условия работы и существования которых были крайне тяжёлыми.

К 1759 году этап кладки каменных стен был завершён, дворец подвели под крышу. До 1762 года велись фасадные и отделочные работы.

Завершенный Зимний дворец Елизаветы Петровны представлял собой прямоугольник длиной 152 метра, шириной 117 метров и высотой 23,5 метра. Внутри располагался большой двор. Интересно, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строили сооружений выше Зимнего дворца.

Сейчас здание Зимнего дворца Елизаветы Петровны воспринимается как Государственный Эрмитаж. В его залах расположена коллекция одного из крупнейших музеев в России и мире.
Эрмитаж, который происходит от французского слова «l’Ermitage», что означает «уединённый», на самом деле представляет собой архитектурный ансамбль, который формировался в течение почти ста лет. Он включает в себя несколько зданий:

* Зимний дворец, построенный в 1754–1762 годах;
* Малый Эрмитаж, возведённый в 1764–1775 годах;
* Старый Эрмитаж, строительство которого завершилось в 1787 году;
* Эрмитажного театра, построенного в 1783–1787 годах;
* Нового Эрмитажа, который был создан в 1839–1851 годах.

Каждое из этих архитектурных сооружений имеет свою уникальную историю. Однако и по сей день Зимний дворец остаётся сердцем этого комплекса.

Главные помещения дворца

Дворец состоит из четырёх угловых корпусов, или ризалитов: в одном из них находятся парадная лестница, тронный зал, театр и собор. Остальные залы, галереи, жилые помещения и кладовые соединяют их между собой. Всего во дворце более 460 комнат.

Когда мы заходим в здание через северо-восточный ризалит, первое, что мы видим — это парадную Иорданскую лестницу. Она сохранила свой барочный декор. Согласно легенде, в Крещение крестный ход спускался по этой лестнице к Неве, чтобы окунуться в иордань. Именно поэтому лестница получила своё название.

Лестница поражает своим великолепием: колонны, лепнина, зеркала, статуи и огромный плафон, созданный итальянскими живописцами.

Большой тронный или Георгиевский Зал

Расположен в северо-западном крыле здания. В этом зале находится главный трон Российской империи.

Строгая и величественная архитектура зала впечатляет. Отделка выполнена из белого каррарского мрамора, а колонны и пилястры выполнены в стиле коринфского ордера. Кессонированный (с углублениями) потолок подвешен к железным конструкциям. Богатое убранство зала дополняют золочёная бронза и цветной мрамор.

Дворцовый театр

Театр находится в юго-западном крыле здания и является самым перестроенным. Зрительный зал имеет форму амфитеатра, его украшают полуколонны и лепнина в виде гирлянды.

В настоящее время здесь проходят концерты известных музыкантов, спектакли Мариинского театра, а также научные конференции, семинары и симпозиумы. Кроме того, в фойе театра регулярно организуются выставки.

Большая церковь Зимнего дворца

В юго-восточном ризалите Зимнего дворца находится собор — самое торжественное и пышное помещение во всём дворце.

Стены собора украшены орнаментами и изображениями маленьких мальчиков — «путти», которые характерны для искусства барокко и ренессанса.

Иконостас собора, его резьба и живопись гармонично сочетаются с росписью и лепкой стен и парусов. Позолоченный купол, возвышающийся над крышей дворца, поражает изяществом барокко.

Во время экскурсии по Зимнему дворцу стоит постоянно поднимать голову и смотреть вверх: все своды покрыты великолепными орнаментами. Оконные рамы и стёкла царских времён, интерьеры в разных стилях — пышное барокко, строгая классика, имперский стиль, готика, рококо, русский интерьер и даже будуар с восточным колоритом.

Всё это великолепие сложно описать словами — лучше увидеть его своими глазами.
Прогулка на яхте по Санкт-Петербургу — это уникальная возможность увидеть город с воды и оценить его красоту с необычного ракурса. Во время плавания по рекам и каналам вы сможете рассмотреть архитектурные шедевры и исторические достопримечательности Северной столицы.

Поднявшись на борт яхты, вы окажетесь в атмосфере роскоши и комфорта. Проплывая мимо Исаакиевского собора, Эрмитажа, Зимнего дворца и других исторических зданий, вы сможете насладиться видами, которые доступны только с воды. Величественные фасады петербургских зданий, изысканность архитектурных деталей и уютные набережные создают неповторимую картину, которая оставит у вас незабываемые впечатления.