Литейный мост — второй постоянный мост в Санкт-Петербурге. Он соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Первый постоянный мост в городе — Благовещенский — был построен раньше.
При строительстве Литейного моста использовались передовые технологии того времени. Например, впервые в истории для освещения пролётов моста было применено электричество. Кроме того, в качестве материала для несущих конструкций вместо чугуна использовали сталь.
При строительстве Литейного моста использовались передовые технологии того времени. Например, впервые в истории для освещения пролётов моста было применено электричество. Кроме того, в качестве материала для несущих конструкций вместо чугуна использовали сталь.
Развод Литейного моста в 2024 году
Литейный мост разводится с 1:40 до 4:45. Чтобы насладиться этим зрелищем, рекомендуем отправиться в плавание на катере или яхте.
Если вы хотите арендовать катер или яхту, вы можете сделать это на нашем сайте yachttotrip.ru
Если вы хотите арендовать катер или яхту, вы можете сделать это на нашем сайте yachttotrip.ru
История Литейного моста
Ещё до основания Санкт-Петербурга в этом месте была переправа, связывающая левый берег Невы, где заканчивалась Новгородская дорога, с правым берегом, откуда начинался путь на Выборг.
В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен наплавной Воскресенский мост. Позднее его перенесли вниз по течению, назвав Петербургским (сейчас он называется Троицким), а вместо него возвели другую наплавную переправу. Она прослужила около 50 лет.
После того как в 1849 году разобрали Литейный двор и проспект продлили до Невы, туда перенесли наплавной Воскресенский мост, который тогда переименовали в Литейный.
В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен наплавной Воскресенский мост. Позднее его перенесли вниз по течению, назвав Петербургским (сейчас он называется Троицким), а вместо него возвели другую наплавную переправу. Она прослужила около 50 лет.
После того как в 1849 году разобрали Литейный двор и проспект продлили до Невы, туда перенесли наплавной Воскресенский мост, который тогда переименовали в Литейный.
Постоянная переправа
В апреле 1865 года после сильного ледохода наплавные мосты были повреждены. Специальная комиссия решила построить постоянную переправу на месте одного из существующих наплавных мостов – Литейного или Петербургского.
Вопрос вынесли на заседание Городской Думы в 1869 году. Большинство голосов было отдано за строительство переправы между Литейным проспектом и Выборгской стороной.
После объявления конкурса комиссия получила 17 проектов, в том числе несколько иностранных. 11 декабря 1872 года победу одержала английская компания, которая представила проект под названием «Вестминстер». Он предусматривал строительство арочного четырёхпролётного моста с двумя разводными пролётами у берегов.
Однако Министерство путей сообщения не согласилось с этим выбором и создало свою комиссию. Она отдала предпочтение проекту инженер-полковника Аманда Егоровича Струве.
Проект, разработанный Струве и его помощником, военным инженером А. А. Вейсом, предусматривал строительство переправы с шестью пролётами и поворотным крылом у левого берега Невы. Несмотря на то, что в России производился высококачественный металл, в контракте было указано о закупке железа для ферм и верхнего пролётного строения из Англии или Германии. Согласно контракту, работы планировалось завершить через четыре года.
Вопрос вынесли на заседание Городской Думы в 1869 году. Большинство голосов было отдано за строительство переправы между Литейным проспектом и Выборгской стороной.
После объявления конкурса комиссия получила 17 проектов, в том числе несколько иностранных. 11 декабря 1872 года победу одержала английская компания, которая представила проект под названием «Вестминстер». Он предусматривал строительство арочного четырёхпролётного моста с двумя разводными пролётами у берегов.
Однако Министерство путей сообщения не согласилось с этим выбором и создало свою комиссию. Она отдала предпочтение проекту инженер-полковника Аманда Егоровича Струве.
Проект, разработанный Струве и его помощником, военным инженером А. А. Вейсом, предусматривал строительство переправы с шестью пролётами и поворотным крылом у левого берега Невы. Несмотря на то, что в России производился высококачественный металл, в контракте было указано о закупке железа для ферм и верхнего пролётного строения из Англии или Германии. Согласно контракту, работы планировалось завершить через четыре года.
Строительство Литейного моста
Весной 1875 года в последний раз был наведён плашкоутный мост. А 30 августа того же года заложили первый камень нового сооружения. Строительство длилось четыре года и один месяц. Оно было сопряжено с большими трудностями.
В этом месте Нева имеет самую большую глубину — до 20–24 метров. Дно реки покрыто толстым слоем илистой глины.
Для опор всех быков Литейного моста использовались кессоны — специальные конструкции, которые позволяют создавать рабочую камеру под водой или в водонасыщенном грунте. Размеры кессонов, применённых при строительстве Литейного моста, были больше, чем когда-либо использовавшиеся в России. Например, размер кессона под опору разводного пролёта составлял 36,02 на 15,61 метров.
Во время строительства произошло несколько несчастных случаев, в том числе с человеческими жертвами. В сентябре 1876 года из-за резкого оседания почвы в один из кессонов на глубине вошла вода. Из 28 рабочих 18 человек смогли сразу выбраться наружу, 5 человек были спасены, а 5 рабочих погибло.
Через год произошёл взрыв в одном из кессонов. В результате взрыва была разрушена его крыша, и илистый грунт затопил кессон. От взрыва погибло 9 человек, ещё 20 рабочих затонуло.
Ликвидация последствий этих аварий увеличила сроки строительства и потребовала привлечения дополнительных средств.
30 сентября 1879 года состоялось торжественное открытие Литейного моста, который назвали Александровским в честь правящего в то время императора Александра II. Все участники строительства получили награды, а Аманде Струве присвоили чин генерал-майора.
В этом месте Нева имеет самую большую глубину — до 20–24 метров. Дно реки покрыто толстым слоем илистой глины.
Для опор всех быков Литейного моста использовались кессоны — специальные конструкции, которые позволяют создавать рабочую камеру под водой или в водонасыщенном грунте. Размеры кессонов, применённых при строительстве Литейного моста, были больше, чем когда-либо использовавшиеся в России. Например, размер кессона под опору разводного пролёта составлял 36,02 на 15,61 метров.
Во время строительства произошло несколько несчастных случаев, в том числе с человеческими жертвами. В сентябре 1876 года из-за резкого оседания почвы в один из кессонов на глубине вошла вода. Из 28 рабочих 18 человек смогли сразу выбраться наружу, 5 человек были спасены, а 5 рабочих погибло.
Через год произошёл взрыв в одном из кессонов. В результате взрыва была разрушена его крыша, и илистый грунт затопил кессон. От взрыва погибло 9 человек, ещё 20 рабочих затонуло.
Ликвидация последствий этих аварий увеличила сроки строительства и потребовала привлечения дополнительных средств.
30 сентября 1879 года состоялось торжественное открытие Литейного моста, который назвали Александровским в честь правящего в то время императора Александра II. Все участники строительства получили награды, а Аманде Струве присвоили чин генерал-майора.
Описание
Разводка крыла производилась при помощи так называемого во́рота, приводимого в действие восьмью рабочими. Позже во́рот заменили на водяную турбину, при этом проход для судов открывался через 20 минут. Это был единственный мост в Санкт-Петербурге с такой системой разводного пролета.
Сооружение имело перила двух типов:
Сооружение имело перила двух типов:
- Металлические кованые с простым рисунком для разводного пролета, они были легкими и «прозрачными»
- На остальных участках сооружения было использовано высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции — щит, увенчанный короной, на нем изображены перекрещенные скипетр, морской и речной якоря (это герб Санкт-Петербурга). Щит находится в руках у двух русалок, хвосты которых вплетены в замысловатый растительный орнамент. Всего было установлено 546 таких секций на не разводной части сооружения.
Строительство обошлось в 5,1 миллиона рублей, что оказалось на 50% больше изначальной сметы. Ширина переправы составляет 24,5 метра, а ширина разводного пролёта — 19,8 метров.
При строительстве были применены следующие новшества:
-Для несущих конструкций использовалась сталь вместо чугуна, что позволило увеличить пролёты арок в полтора раза.
-Был установлен более совершенный поворотный разводной механизм.
-Впервые для освещения пролётов были использованы электрические фонари.
В 1917 году переправе вернули историческое название — Литейный мост.
При строительстве были применены следующие новшества:
-Для несущих конструкций использовалась сталь вместо чугуна, что позволило увеличить пролёты арок в полтора раза.
-Был установлен более совершенный поворотный разводной механизм.
-Впервые для освещения пролётов были использованы электрические фонари.
В 1917 году переправе вернули историческое название — Литейный мост.
Реконструкция
В 1964 году закончилась реконструкция Волго-Балтийского канала. Это потребовало улучшения условий судоходства и на Неве. В частности, нужно было модернизировать Литейный мост.
Проект обновлённого моста был разработан в 1963–1964 годах инженерами института Ленгипротрансмост под руководством Л. А. Вильдгруде. Архитектором строения стал Ю. И. Синица. Строительством руководил инженер Юрий Кожуховский.
В ходе реконструкции были перестроены верхние части опор, установлены новые металлические пролётные строения. Поворотный разводной пролёт заменили на раскрывающийся и переместили ближе к центру.
Проект обновлённого моста был разработан в 1963–1964 годах инженерами института Ленгипротрансмост под руководством Л. А. Вильдгруде. Архитектором строения стал Ю. И. Синица. Строительством руководил инженер Юрий Кожуховский.
В ходе реконструкции были перестроены верхние части опор, установлены новые металлические пролётные строения. Поворотный разводной пролёт заменили на раскрывающийся и переместили ближе к центру.
Характеристики Литейного моста
Обновлённый Литейный мост стал на десять метров шире. Теперь его ширина между перилами составляет 34 метра, из них 28 метров занимает проезжая часть, а по три метра — тротуары с каждой стороны.
Мост состоит из шести пролётов. Вес разводного пролёта составляет 3225 тонн, а при разводе он поднимается под углом 67 градусов всего за две минуты. Разводной пролёт имеет длину 50 метров. Общая длина сооружения составляет 405,6 метра, а без учёта тоннелей развязок — 396 метров.
Пять пролётов сохранили свои перила, а для разводной секции были отлиты их копии из лёгкого сплава. Новые фонари оформлены в соответствии с рисунком ограды.
Вдоль набережной под мостом обустроены пешеходные дорожки и гранитные спуски к Неве. На подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки.
Также был убран огромный бык у разводного устоя, на который опиралась старая конструкция. В результате Литейный мост стал выглядеть более гармонично.
В 1990 году старинное перильное ограждение было включено в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.
Мост состоит из шести пролётов. Вес разводного пролёта составляет 3225 тонн, а при разводе он поднимается под углом 67 градусов всего за две минуты. Разводной пролёт имеет длину 50 метров. Общая длина сооружения составляет 405,6 метра, а без учёта тоннелей развязок — 396 метров.
Пять пролётов сохранили свои перила, а для разводной секции были отлиты их копии из лёгкого сплава. Новые фонари оформлены в соответствии с рисунком ограды.
Вдоль набережной под мостом обустроены пешеходные дорожки и гранитные спуски к Неве. На подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки.
Также был убран огромный бык у разводного устоя, на который опиралась старая конструкция. В результате Литейный мост стал выглядеть более гармонично.
В 1990 году старинное перильное ограждение было включено в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.