Статьи

Литейный мост в Санкт-Петербурге: история, как добраться, когда разводят

Литейный мост в Санкт-Петербурге: история, как добраться
Литейный мост — второй постоянный мост в Санкт-Петербурге. Он соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Первый постоянный мост в городе — Благовещенский — был построен раньше.

При строительстве Литейного моста использовались передовые технологии того времени. Например, впервые в истории для освещения пролётов моста было применено электричество. Кроме того, в качестве материала для несущих конструкций вместо чугуна использовали сталь.

Развод Литейного моста в 2024 году

Литейный мост разводится с 1:40 до 4:45. Чтобы насладиться этим зрелищем, рекомендуем отправиться в плавание на катере или яхте.
Если вы хотите арендовать катер или яхту, вы можете сделать это на нашем сайте yachttotrip.ru

История Литейного моста

Ещё до основания Санкт-Петербурга в этом месте была переправа, связывающая левый берег Невы, где заканчивалась Новгородская дорога, с правым берегом, откуда начинался путь на Выборг.

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен наплавной Воскресенский мост. Позднее его перенесли вниз по течению, назвав Петербургским (сейчас он называется Троицким), а вместо него возвели другую наплавную переправу. Она прослужила около 50 лет.

После того как в 1849 году разобрали Литейный двор и проспект продлили до Невы, туда перенесли наплавной Воскресенский мост, который тогда переименовали в Литейный.

Постоянная переправа

В апреле 1865 года после сильного ледохода наплавные мосты были повреждены. Специальная комиссия решила построить постоянную переправу на месте одного из существующих наплавных мостов – Литейного или Петербургского.

Вопрос вынесли на заседание Городской Думы в 1869 году. Большинство голосов было отдано за строительство переправы между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

После объявления конкурса комиссия получила 17 проектов, в том числе несколько иностранных. 11 декабря 1872 года победу одержала английская компания, которая представила проект под названием «Вестминстер». Он предусматривал строительство арочного четырёхпролётного моста с двумя разводными пролётами у берегов.

Однако Министерство путей сообщения не согласилось с этим выбором и создало свою комиссию. Она отдала предпочтение проекту инженер-полковника Аманда Егоровича Струве.

Проект, разработанный Струве и его помощником, военным инженером А. А. Вейсом, предусматривал строительство переправы с шестью пролётами и поворотным крылом у левого берега Невы. Несмотря на то, что в России производился высококачественный металл, в контракте было указано о закупке железа для ферм и верхнего пролётного строения из Англии или Германии. Согласно контракту, работы планировалось завершить через четыре года.

Строительство Литейного моста

Весной 1875 года в последний раз был наведён плашкоутный мост. А 30 августа того же года заложили первый камень нового сооружения. Строительство длилось четыре года и один месяц. Оно было сопряжено с большими трудностями.

В этом месте Нева имеет самую большую глубину — до 20–24 метров. Дно реки покрыто толстым слоем илистой глины.

Для опор всех быков Литейного моста использовались кессоны — специальные конструкции, которые позволяют создавать рабочую камеру под водой или в водонасыщенном грунте. Размеры кессонов, применённых при строительстве Литейного моста, были больше, чем когда-либо использовавшиеся в России. Например, размер кессона под опору разводного пролёта составлял 36,02 на 15,61 метров.

Во время строительства произошло несколько несчастных случаев, в том числе с человеческими жертвами. В сентябре 1876 года из-за резкого оседания почвы в один из кессонов на глубине вошла вода. Из 28 рабочих 18 человек смогли сразу выбраться наружу, 5 человек были спасены, а 5 рабочих погибло.

Через год произошёл взрыв в одном из кессонов. В результате взрыва была разрушена его крыша, и илистый грунт затопил кессон. От взрыва погибло 9 человек, ещё 20 рабочих затонуло.

Ликвидация последствий этих аварий увеличила сроки строительства и потребовала привлечения дополнительных средств.

30 сентября 1879 года состоялось торжественное открытие Литейного моста, который назвали Александровским в честь правящего в то время императора Александра II. Все участники строительства получили награды, а Аманде Струве присвоили чин генерал-майора.

Описание

Разводка крыла производилась при помощи так называемого во́рота, приводимого в действие восьмью рабочими. Позже во́рот заменили на водяную турбину, при этом проход для судов открывался через 20 минут. Это был единственный мост в Санкт-Петербурге с такой системой разводного пролета.

Сооружение имело перила двух типов:

  • Металлические кованые с простым рисунком для разводного пролета, они были легкими и «прозрачными»
  • На остальных участках сооружения было использовано высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции — щит, увенчанный короной, на нем изображены перекрещенные скипетр, морской и речной якоря (это герб Санкт-Петербурга). Щит находится в руках у двух русалок, хвосты которых вплетены в замысловатый растительный орнамент. Всего было установлено 546 таких секций на не разводной части сооружения.
Строительство обошлось в 5,1 миллиона рублей, что оказалось на 50% больше изначальной сметы. Ширина переправы составляет 24,5 метра, а ширина разводного пролёта — 19,8 метров.

При строительстве были применены следующие новшества:

-Для несущих конструкций использовалась сталь вместо чугуна, что позволило увеличить пролёты арок в полтора раза.
-Был установлен более совершенный поворотный разводной механизм.
-Впервые для освещения пролётов были использованы электрические фонари.

В 1917 году переправе вернули историческое название — Литейный мост.

Реконструкция

В 1964 году закончилась реконструкция Волго-Балтийского канала. Это потребовало улучшения условий судоходства и на Неве. В частности, нужно было модернизировать Литейный мост.

Проект обновлённого моста был разработан в 1963–1964 годах инженерами института Ленгипротрансмост под руководством Л. А. Вильдгруде. Архитектором строения стал Ю. И. Синица. Строительством руководил инженер Юрий Кожуховский.

В ходе реконструкции были перестроены верхние части опор, установлены новые металлические пролётные строения. Поворотный разводной пролёт заменили на раскрывающийся и переместили ближе к центру.

Характеристики Литейного моста

Обновлённый Литейный мост стал на десять метров шире. Теперь его ширина между перилами составляет 34 метра, из них 28 метров занимает проезжая часть, а по три метра — тротуары с каждой стороны.

Мост состоит из шести пролётов. Вес разводного пролёта составляет 3225 тонн, а при разводе он поднимается под углом 67 градусов всего за две минуты. Разводной пролёт имеет длину 50 метров. Общая длина сооружения составляет 405,6 метра, а без учёта тоннелей развязок — 396 метров.

Пять пролётов сохранили свои перила, а для разводной секции были отлиты их копии из лёгкого сплава. Новые фонари оформлены в соответствии с рисунком ограды.

Вдоль набережной под мостом обустроены пешеходные дорожки и гранитные спуски к Неве. На подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки.

Также был убран огромный бык у разводного устоя, на который опиралась старая конструкция. В результате Литейный мост стал выглядеть более гармонично.

В 1990 году старинное перильное ограждение было включено в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.