Статьи

Поцелуев мост в Санкт-Петербурге: история, как добраться

Поцелуев мост — одно из самых романтичных мест в Санкт-Петербурге. Здесь часто назначают свидания, а прекрасный вид на Исаакиевский собор вдохновляет художников.

Мост украшают замочки, которые оставляют влюблённые пары. Их так много, что рядом с мостом установили специальную конструкцию для их хранения.

Песня про Поцелуев мост

Ни один из мостов в Санкт-Петербурге не был так популярен в городском фольклоре, как Поцелуев мост. О нём сложено множество песен и стихов!

Весною неизменною
И я встречался с Леною,
И наш маршрут был трогательно прост:
Купив букет подснежников,
Влюблённые и нежные,
Всегда мы шли на Поцелуев мост!
Стареем неизбежно мы,
Но с Леной мы по-прежнему
Друг в друга влюблены! А в чём секрет?
А в том, признать приходится,
Что все мосты разводятся,
А Поцелуев, извините, нет!
Песня «Ленинградские мосты», которая стала популярной в 50-е годы XX века благодаря исполнению Леонида Утесова, сейчас вновь обрела популярность среди молодёжи в исполнении группы «ЧиЖ и Ко».

Для справки: «Ленинградские мосты» — это песня на слова Виктора Драгунского и Людмилы Давидович, музыку к которой написал Модест Табачников. Однако стоит заметить, что не все мосты Санкт-Петербурга разводятся так, как поётся в этой песне.

Где находится Поцелуев мост

Поцелуев мост находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, рядом с Мариинским театром. Он соединяет улицу Глинки с набережной реки Мойки.

Ближайшее метро к Поцелуеву мосту

Ближайшие станции метро — «Садовая», «Сенная площадь» и «Спасская». До них около 1,3 километра.

Почему Поцелуев мост так назван

Переправа, которая сейчас называется Поцелуев мост, впервые упоминается в документах в 1788 году. Название моста связано с купцом, который владел питейным заведением под названием «Поцелуй». Однако это объяснение не удовлетворило жителей Петербурга, и они начали придумывать свои версии происхождения названия.

Согласно одной из легенд, в начале XVIII века граница Санкт-Петербурга проходила вдоль реки Мойки, и мост был местом прощаний. Люди целовались на мосту, расставаясь друг с другом.

По другой версии, на переправе часто назначали свидания влюблённые.

Третья легенда гласит, что раньше был обычай — целоваться со всеми проходящими и проезжающими через мост, независимо от степени знакомства и родства.

Четвёртая версия утверждает, что чтобы не расставаться, влюблённым нужно было поцеловаться при переходе через переправу.

Недалеко от этого места находилась тюрьма, и пятая легенда связывает название моста с тем, что на нём арестованные расставались со своими родными и близкими.

Кроме того, от переправы идёт дорога к воротам Флотского экипажа, и отряды новобранцев, сформированные в его казармах, проходя по этому легендарному мосту, идут сквозь тесный строй провожающих.

Существует традиция, согласно которой молодожёны въезжают на Поцелуев мост на машине, украшенной цветами, и начинают целоваться. Считается, что чем длиннее поцелуй, тем прочнее и дольше будет союз влюблённых.

История Поцелуева моста в Санкт-Петербурге

Первая переправа через Мойку появилась в начале XVIII века. Горожане построили её из подручных материалов. В 1738 году, во время строительства гранитных набережных, был возведён деревянный разводной пешеходный мост. Доски моста были выкрашены в разные цвета, поэтому его прозвали Цветным.

Через 30 лет мост перестроили: теперь это был однопролётный мост на каменных опорах для проезда гужевого транспорта. В 1788 году он получил своё современное название — Поцелуев мост — по фамилии купца Никифора Поцелуева, который владел кабаком «Поцелуй» на левом берегу Мойки.

Со временем мост обветшал, и в 1816 году его перестроили по проекту архитектора Василия Ивановича Гесте. По его же проекту были построены Александровский мост через Введенский канал, Красный и Зелёный мосты через Мойку.

Поцелуев мост был чугунным, неразводным, с аркой из отдельных секций — чугунных ящиков, отлитых на Пермских заводах. При въезде на мост были установлены четыре гранитных обелиска с фонарями и чугунные перильные решётки, сохранившиеся до наших дней.

Газета «Северная пчела» писала о Поцелуевом мосте: «Величиною, отделкою и красотою, ровно как и скоростью построения превосходит он другие здесь доселе воздвигнутые мосты. Таковые мосты, коим подобных в таковом числе нет ни в одной столице Европы».

Во время сильного наводнения 1824 года мост был сдвинут стихией и сильно пострадал. Для его восстановления была проведена реконструкция.

В 1907–1908 годах мост был перестроен по проекту инженера Андрея Пшеницкого. Чугунные пролётные строения заменили на железные в виде двухшарнирной арки из литого железа, расширили проезжую часть и проложили трамвайные рельсы. Длина моста составила 41,5 метра, ширина — 23,5 метра. Гранитные обелиски заменили на чугунные фонари.

Почти 100 лет, с 1909 до 2006 года, по мосту ходили трамваи.

В советское время были вновь установлены гранитные обелиски, восстановлены декоративные элементы и позолота на фонарях. Строению был возвращён его исторический вид.

Поцелуев мост — это памятник начала чугунного строительства, сохранивший свой внешний вид с начала XIX века. Рядом расположены Новая Голландия, Морской музей и Мариинский театр, поэтому осмотр этих достопримечательностей можно совместить.