Статьи

Троицкий мост в Санкт-Петербурге: история, как добраться, когда разводят

Троицкий мост, расположенный в Санкт-Петербурге, соединяет Марсово поле и Троицкую площадь на Петроградской стороне. Длина моста составляет 582 метра, а ширина — 23,43 метра. Он состоит из пяти пролётов, один из которых, ближайший к левому берегу Невы, является разводным.

Развод Троицкого моста в 2024 году

Троицкий мост разводят с 1:20 до 4:50. Чтобы насладиться этим зрелищем, рекомендуем отправиться в плавание на катере или яхте.

Если вы хотите арендовать катер или яхту, вы можете сделать это на нашем сайте yachttotrip.ru
Обычно туристы наблюдают развод мостов с центральных набережных Санкт-Петербурга. В отличие от Благовещенского и Дворцового мостов, у которых разводятся два центральных пролёта, как крылья, Троицкий мост имеет один разводной боковой пролёт, который расположен ближе к Дворцовой набережной. Во время развода этот пролёт превращается в стену.

Интересные факты о Троицком мосте

Существует легенда о том, что заслуженный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, чтобы завоевать сердце своей невесты, совершил дерзкий полёт под Троицким мостом в Санкт-Петербурге. По легенде, он едва не коснулся колёсами воды. Об этом рассказывается в фильме «Валерий Чкалов», на съёмках которого в 1940 году лётчик Евгений Борисенко пролетел под мостом шесть раз.

На мосту есть точка, указывающая на его середину — она находится на перилах в том месте, где узоры на решётке меняют свой наклон. Во время прогулки по пешеходной части моста можно насладиться классическим открыточным видом на Стрелку Васильевского острова. Отсюда видны семь мостов: Иоанновский, Биржевой, Дворцовый, Эрмитажный, Верхне-Лебяжий, Прачечный и Литейный.

По оси переправы проходит так называемый Пулковский меридиан — это нулевой меридиан, который русские картографы использовали до XX века и перехода на Гринвичский меридиан. Московский проспект и Пулковское шоссе также расположены на этом меридиане.

История Троицкого моста

Первая наплавная переправа между левым берегом Невы и Петербургской стороной была построена в 1803 году — в год столетия основания Санкт-Петербурга. Её назвали Петербургским мостом. Переправа проходила немного выше по течению, напротив Летнего сада и домика Петра I.

В 1824 году, когда старая переправа пришла в негодность, начали строить новую. Она представляла собой плашкоутную переправу, которая соединяла Суворовскую и Троицкую площади. Строительство было завершено в 1827 году, и новый мост получил название Суворовский.
В то время городу нужны были постоянные переправы через Неву. Первые переправы были построены на Васильевский остров и Выборгскую сторону. В 1890 году приняли решение о строительстве переправы на Петроградскую сторону.

Был объявлен конкурс на лучший проект. Победителем стал проект фирмы Эйфеля, которая создала Эйфелеву башню. Также был рассмотрен проект французской компании Батиньоль. Они предложили новую технологию соединения пролетных арок — консульно-арочную систему.

Подобную систему изобрёл русский инженер Г. С. Семиколеннов, но он не запатентовал своё изобретение.
Было решено заключить контракт с французской компанией «Батиньоль», что можно рассматривать как политический шаг навстречу Франции.

25 сентября 1896 года, во время визита Николая II во Францию, был заложен мост Александра III через Сену. А через 11 месяцев, 12 августа 1897 года, в присутствии президента Франции Феликса Фора, был заложен Троицкий мост. Император и президент заложили в основание переправы по монете.

Строительство велось русскими рабочими с использованием отечественных материалов. Контроль за строительством осуществляли русские строители и архитекторы, Академия художеств и Городская Дума.

Установленный срок окончания строительства — 1901 год — французской компанией не был выполнен. За это она заплатила в российскую казну штраф в размере 150 000 рублей.
Торжественное открытие моста состоялось в 200-летний юбилей Санкт-Петербурга 16 (27) мая 1903 года. В этот день сам император Николай II выполнил первый развод моста. Он нажал кнопку, запустив работу электрических моторов, и переправа была разведена.

Празднование сопровождалось салютом и крестным ходом. В честь этого события были установлены бронзовые мемориальные доски с указанием памятных дат и именами авторов и строителей моста.
В начале XX века переправу называли «французской» или «парижской красавицей». Восхищение вызывали красивые чугунные решётки, которые гармонично сочетались с металлическими арочными пролётами, мраморные обелиски со стороны Марсова поля, гранитная облицовка опор и фонари в виде трёхрожковых торшеров.
Мост неоднократно подвергался реконструкциям. Например, в 1955 году во время реставрации обелисков двуглавых орлов заменили на пятиконечные звёзды.

В 1965–1967 годах была проведена модернизация: двухкрылый разводной пролёт заменили на однокрылый, и он стал подниматься, а не разводиться в горизонтальной плоскости. Пролёт увеличили до 43 метров. С 1977 года расширили проезжую часть.

В 1994 году на мосту снова установили мемориальные доски с датами и именами создателей переправы. А в 2002 году на обелисках восстановили двуглавых орлов и короны — символы самодержавия.

Происхождение названия Троицкий мост

Мост назвали в честь Троицкого собора, который расположен на одноимённой площади.

Пятнадцать лет мост носил это имя. Но после революции, в октябре 1918 года, его переименовали в мост Равенства. Затем, в 1934 году, после убийства С. М. Кирова, мост назвали Кировским — в память о революционере.

Памятные доски с датами и именами создателей моста сняли, а вместо них появилась информация о том, что переправа названа в честь Кирова. И только во время перестройки, в 1991 году, мосту вернули его историческое название.

Строительство в Петроградском районе и открытие Троицкого моста

История города началась с Петроградского района, где жил Пётр Первый, находился Сенат и коллегии. Но со временем весь двор переехал на левую сторону Невы, и эта часть Петербурга стала окраиной с деревянными домами. Здесь селились торговцы средней руки и отставные чиновники.

Открытие Троицкого моста положило начало новому этапу в жизни острова. Район быстро стал модным для проживания, и за десять лет здесь построили множество каменных домов в стиле серебряного века.

В советские времена перестройка зданий в районе не велась, поэтому здесь сохранилась уникальная и разнообразная городская среда. Это своеобразный музей архитектуры 1900–1910-х годов под открытым небом. В нём можно увидеть постройки всех оттенков неоклассицизма, модерна и псевдорусского стиля.