Статьи

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге: история и когда разводят мост, как добраться

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге: история и когда разводят мост, как добраться
Благовещенский мост в Санкт-Петербурге, ранее известный как мост Лейтенанта Шмидта, является первой постоянной переправой через реку Неву. В XVIII веке в городе использовались только наплавные мосты, поскольку строительство постоянного моста считалось очень дорогостоящим и сложным процессом.

Благовещенский мост, соединяющий Васильевский остров с Английской набережной, в то время был самым длинным мостом в Европе.

История Благовещенского моста

Первые попытки построить постоянные мосты через Неву были предприняты в середине XVIII века. Однако из-за высокой стоимости и сложности реализации эти проекты так и остались на уровне мечтаний.

В 1842 году было принято решение о строительстве постоянного моста, который соединил бы Васильевский остров и Английскую набережную. Проект был разработан Станиславом Кербедзом, выпускником Института путей сообщения.

Строительство велось в соответствии с «Положением о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву», утверждённым императором. Предполагалось, что работы займут четыре года, но они затянулись и продолжались с 1843 по ноябрь 1850 года.
В те времена в Санкт-Петербурге было три долгостроя: Невский мост, московская железная дорога и Исаакиевский собор. Люди шутили:

— Невский мост построят, но он быстро разрушится, поэтому мы его увидим, а наши дети — нет.
— Железную дорогу будут строить так долго, что мы её не увидим, и наши дети её не увидят.
— А Исаакиевский собор вообще никогда не построят, и мы с нашими детьми его не увидим.

Строительство переправы, которую назвали Невской, было очень сложным из-за болотистого грунта. В работе было задействовано около полутора тысяч человек. Сваи забивали при помощи паровых машин, а для подводных работ использовали воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовали финский гранит, а для надводной — сердобольский.
Есть легенда, что Николай I, зная о сложностях строительства, приказал повышать Кербедза в звании за каждый построенный пролёт моста. Поговаривали, что, узнав об этом, Кербедз сразу же изменил проект, чтобы увеличить количество пролётов. Возможно, это просто выдумка, но факт в том, что перед началом стройки Станислав Вениаминович имел звание капитана, а в день открытия Благовещенского моста, 21 ноября 1850 года, он уже был произведён в генерал-майоры.
В создании этого моста принимал участие художник Александр Брюллов. Он разработал проект чугунных перил, а инженер Д. Цветков создал проект металлических газовых фонарей.

Опоры моста не были украшены, чтобы подчеркнуть их надёжность и устойчивость. Планировалось установить на мосту аллегорические скульптуры по рисункам Петра Клодта и Николая Пименова, но эта идея не была реализована из-за нехватки средств.

Территории, прилегающие к мосту, были благоустроены следующим образом:

На Адмиралтейском острове были созданы Благовещенская площадь (сейчас это площадь Труда) и Благовещенская церковь в её центре. В честь этих объектов мост также получил своё название.

Со стороны Васильевского острова была расширена набережная и создана площадь Трезини.
Проверку грузоподъёмности Невского моста провели, втащив на него рельсы, привезённые из Европы для строительства железной дороги.

21 ноября 1850 года состоялось торжественное открытие Благовещенского моста. В этот день у Невы собралось множество людей, чтобы увидеть необычное для зимы зрелище. Император и тысячи горожан наблюдали за церемонией. Она началась с молебна, после которого император Николай I в сопровождении сыновей прошёл пешком через переправу на Васильевский остров. Обратно высокие гости возвращались в открытых экипажах.

Петербуржцам нравилось прогуливаться по мосту. Они восхищались ажурными решётками и газовыми фонарями, которые были установлены на столбах в виде колонн коринфского ордера. Также их привлекал разводной пролёт, предназначенный для прохода судов.
Для своего времени это было поистине грандиозное сооружение. Его параметры впечатляют:

* длина моста — 298,2 метра;
* ширина — 20,3 метра;
* масса металлических конструкций переправы — 95 тысяч тонн;
* число пролётов — 8.

Разводной пролёт находился у правого берега Невы, рядом с Васильевским островом. Его крылья разводились примерно за 40 минут.

После смерти Николая I в 1855 году мост переименовали в Николаевский. Рядом с разводным пролётом по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была возведена небольшая часовня Святителя Николая Чудотворца, которую в народе стали называть «Николай-на-мосту».

К началу XX века переправа стала слишком узкой для прохода новых судов, а эта часть Невы была мелководной. Было принято решение реконструировать Благовещенский мост и перенести разводной пролёт в центр.

Однако реализации этого проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.

Во время революционных событий 1917 года рядом с Николаевским мостом стоял знаменитый крейсер «Аврора», известивший своим выстрелом о начале штурма Зимнего дворца. В честь этого события на Английской набережной установлен памятник.

В 1918 году Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта в память о Петре Шмидте, руководившем Севастопольским восстанием на крейсере «Очаков» в 1905 году. По одному из проектов, предлагалось на месте снесённой часовни установить памятник революционному деятелю, первому из морских офицеров, перешедшему на сторону восставших матросов.

К вопросу о перестройке вернулись лишь после революции и Гражданской войны.
Реконструкция Благовещенского моста в советское время
В 1930 году была снесена часовня, а вскоре стало понятно, что необходимо полностью реконструировать переправу. Разводной механизм начал заедать, и нужно было изменить пролёт для судов, которые теперь чаще проходили по Неве из-за строительства Беломоро-Балтийского канала.

Перестройку моста провели в 1930-х годах по проекту инженера и академика Григория Петровича Передерия. Фактически, это было возведение нового моста с центральным разводным пролётом на старых устоях. Из внешней отделки сохранилось только перильное ограждение, созданное по рисункам Александра Брюллова.

Фамилия инженера и проектировщика Передерий вызвала новый подъём творческой активности среди ленинградских острословов. В городском фольклоре появилось выражение «Передерий передерил».

При реконструкции использовались новые для того времени методы мостостроения. Стальные конструкции соединялись с помощью электросварки, которая хорошо зарекомендовала себя при строительстве Володарского моста. Также был применён новый способ подводного бетонирования.
После реконструкции длина моста Лейтенанта Шмидта увеличилась до 331 метра, а его ширина стала больше на 4 метра и достигла 24 метров. Проезжая часть расширилась до 18 метров, а тротуары — до 3 метров.

Масса моста уменьшилась почти в четыре раза и составила 2400 тонн. Разводные крылья теперь находятся в среднем пролёте, а время их подъёма сократилось до 55 секунд.

В центре моста, на круглых башнях, установлены памятные доски в честь лейтенанта Шмидта и создателей моста.
8 сентября 1938 года для проверки прочности моста через Неву был проведён эксперимент. На проезжей части установили пять водонепроницаемых деревянных ящиков высотой один метр и водоизмещением 900 тонн. Ящики наполнили водой, чтобы имитировать размещение на переправе легковых автомобилей в пять рядов.

Через три часа воду выпустили, и эксперимент провели на другой стороне моста.

Обновлённый мост Лейтенанта Шмидта был открыт для движения 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта заменили на металлический.
Реконструкция Благовещенского моста в 2000-х годах
Вопрос о реконструкции моста возник в 2004 году. На время ремонта выше по течению Невы был построен временный мост для пешеходов и автотранспорта.

В ходе реконструкции старые стальные конструкции заменили на новые. 15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие обновлённого моста. Ему вернули историческое название — Благовещенский. Ширина моста увеличилась с 24 до 37 метров, количество полос для движения транспорта — до восьми.

Считается, что мост находится на месте, где Нева впадает в Финский залив.