Статьи

Атланты Санкт-Петербурга: от самых крупных до самых необычных

Атланты Санкт-Петербурга: от самых крупных до самых необычных
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить вызов Олимпийским богам, и в наказание за это приговорённый вечно держать на своих плечах небосвод. Очевидно, что идея с удерживанием неба символически перешла на архитектуру, в которой атланты вместо небосвода держат элементы зданий.

В петербургской архитектуре вы можете найти огромное количество атлантов, вот только в Северной столице они почти полностью утратили своё изначальное предназначение, превратившись из конструктивного элемента в чисто декоративный (подобное часто происходило и с другими деталями античной архитектуры - они утрачивали своё значение из-за развитие инженерного дела, но для сохранения классического облика зданий их добавляли на фасады просто так, для красоты).

В этой статье мы хотим рассказать вам об атлантах Петербурга, являющихся настоящими украшениями зданий, которые они "подпирают". Здесь пойдет речь как о самых больших и известных атлантах Петербурга, так и о малоизвестных, но очень интересных скульптурах, держащих фасады петербургских домов!

Не будем затягивать - начнём с рекордсменов, а после перейдём к необычным атлантам!

Самые большие атланты Петербурга: Новый Эрмитаж

Адрес: Миллионная улица, д. 35
Начнём с абсолютных рекордсменов: самые большие атланты Северной столицы (и по совместительству - самые известные) находятся в двух шагах от Дворцовой площади, у здания Нового Эрмитажа, вплотную примыкающего к Зимнему дворцу.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить
Эти атланты выполняют исключительно декоративную функцию: они оформляют вход в Новый Эрмитаж, как бы "поддерживая" его портик с балконом, который, в действительности, в такой серьёзной поддержке не нуждается - он и выглядит достаточно невесомым, и с точки зрения инженерного дела тоже не требует к себе столь особого внимания.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-2
Гигантские пятиметровые скульптуры были выполнены из сердобольского гранита скульптором Александром Теребенёвым в 1848 году - над атлантами Александр Иванович трудился два года: прообразом для скульптур послужили атланты древнегреческого храма Зевса в Акраганте на Сицилии (там до сих пор сохранились обломки одной из скульптур).
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-3
Любопытно, что в интернете вы можете найти множество статей, посвящённых конспирологическим теориям о том, что люди 19 века не могли создать столь идеальные и столь масштабные скульптуры, а значит все официальные версии их происхождения - ложь, а сами скульптуры якобы были созданы древними цивилизациями.

Конечно, такая версия не выдерживает никакой критики - почему-то людям в наше время хочется всячески принизить способности и достижения предков, хотя на самом деле такие прекрасные творения, как атланты Нового Эрмитажа, напротив - служат доказательством высокого интеллекта, мастерства и таланта их авторов, живших в Петербурге в середине 19 века!

Самые большие атланты жилого дома: Доходный дом Веге

Адрес: набережная Крюкова канала, 14, проспект Римского-Корсакова, 41
Пускай в зимнем дворце и жили люди, но в полной мере назвать этот дворец "жилым домом" нельзя. А вот доходный дом Веге отлично подходит под эту роль - и вот его входная группа оформлена самыми большими атлантами Санкт-Петербурга, держащими на своих плечах жилое здание.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-5
Собственно, атланты дома Веге занимают второе по величине место после атлантов Нового Эрмитажа: правда здесь их всего два - они поддерживают проход во внутренний двор-курдонёр здания, играя тем самым роль этаких стражников, охраняющих главный вход в этот величественный доходный дом.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-6
К слову, информацию об авторстве этих атлантов я найти так и не смог - по всей видимости, фамилия скульптора канула в лету, так что отметить здесь стоит авторов проекта самого здания: архитекторов Сергея Осиповича Овсянникова и Ивана Павловича Ставицкого.
Любопытно, что для обоих зодчих это здание стало первой столь масштабной работой в карьере: Ставицкий до этого возводил лишь утилитарные промышленные здания, а Овсянников и вовсе занялся строительством дома Веге сразу после окончания Академии Художеств. Но отсутствие опыта не помешало Овсянникову и Ставицкому спроектировать настоящий шедевр архитектуры Петербурга.

Самые мудрые атланты: Доходный дом Колобовых

Адрес: Большой проспект Петроградской стороны, 16-18, улица Красного Курсанта, 1, Пионерская улица, 6
Следующий герой нашей сегодняшней статьи - невероятной красоты дом, на который я случайно наткнулся во время одной из своих прогулок по Петроградской стороне. Особенно интересен портик здания, едва выступающий за пределы основного фасада, но сильно отличающийся от него визуально. Ну а главной деталью этого портика являются, безо всякого сомнения, атланты, придерживающие балкон и выходящие из него массивные полуколонны.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-9
Выглядят они нетипично: все мы привыкли к молодым и полным силами атлантам, а вот у дома Колобовых атланты изображены в виде древних старцев, преисполненных житейской мудростью.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-10
Кстати, подобное воплощение атлантов выглядит вполне логично, ведь атланты - это древнегреческие божества-титаны, держащие на своих плечах небосвод. Ну а мудрость титанов неоспорима, так что и внешний вид старца для титана - вполне уместен (типичный стереотипный образ).

"Атланты в цепях": Доходный дом Бурцева / Большой театр кукол

Адрес: улица Некрасова, 10
Доходный дом Бурцева интересен сам по себе - прекрасный памятник модерна, выполненный архитектором Александром Володихиным в 1913 году по заказу известного коллекционера-библиофила Бурцева - собственно, свою богатую коллекцию книг, альманахов, гравюр Александр Евгеньевич хранил в этом же здании, и лишь после революции здание получило своё новое назначение - в нём разместился театр кукол.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-11
Доходный дом Бурцева обладает очень необычной и интересной архитектурой: его фасад выглядит пластичным, "текучим", с большим набором и вариацией форм - от оконных проёмов до эркеров. Тем удивительнее смотрятся здесь "подневольные" атланты, прикованные по воле Володихина цепями к основанию здания - чтобы не покинули свой пост и не бросили фасад доходного дома на произвол судьбы!
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-12
Таким необычным приёмом Володихин как бы "срастил" атлантов с фасадом, сделал их единым целым, превратив обычную архитектурную деталь в интересный и необычный сюжет!
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-13
Интересно и то, что атланты головой как бы врастают в основание эркера, который они придерживают - может показаться, что архитектор специально сделал выемку для удобства атлантов, однако скорее всего таким образом Володихин изобразил цельность дома и скульптур, головы которых буквально вросли в их тяжелую ношу!
Стоит отметить, что сами атланты выглядят вполне канонично: молодые мужчины спортивного телосложения, лица которых передают напряжение от удерживаемого груза, но не передают страданий, так что драматичность этой композиции в полной мере создают лишь цепи, удерживающие атлантов.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-15

"Атланты-дикари": Доходный дом Англареса

Адрес: Сапёрный переулок, 13
Об этих атлантах не писал только ленивый, но пройти мимо них я всё равно не мог - уж больно они выразительные и необычные! Да, действительно, в Сапёрном переулке в самом центре Петербурга находится здание, которое охраняют и поддерживают на своих плечах два атланта-дикаря, облачённые в одежды древнего человека!
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-16
Никакого логического объяснения появлению у простого доходного дома в центре Санкт-Петербурга атлантов со столь эксцентричным обликом нет. Здесь не было исторического музея, в этом доме не жили археологи или исследователи древнего мира - нет, просто архитектору пришла в голову такая интересная и необычная идея, и он с радостью воплотил её при строительстве дома на Сапёрном переулке!
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-17
Всего у дома Англареса 4 атланта: они по двое удерживают массивные эркеры здания. Любопытно, что атланты-дикари не выглядят напряжёнными - напротив, для них это даже чересчур насыщенные декором эркеры не кажутся тяжёлой ношей, так что они просто опирают их на свои плечи, слегка придерживая опоры эркеров одной рукой.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-18
Выглядит это всё довольно комично: если головные уборы атлантов хорошо вписались в их облик и смотрятся даже немного угрожающе (ещё бы - они представляют собой черепа каких-то диковинных древних зверей), то остальные атрибуты одежды выглядят странно - например, ботинки атлантов смотрятся откровенно несуразно!
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-19
Вообще, фасад дома Англареса часто подвергается критике, и это не удивительно, ведь автор здания намешал в нём буквально всё - помимо выразительных атлантов, на фасаде можно встретить и многочисленные фигурки путти, и чисто декоративные кариатиды на эркере (по идее, они тоже должны держать какой-то груз, но по факту их держат атланты-дикари, расположенные в нижней части эркеров), и маски драконов - чего здесь только нет! И самое интересное, что большая часть деталей на фасаде появилась вопреки первоначальному проекту архитектора Павла Дейнеки - просто заказчик так вошёл во вкус, что решил "слегка дополнить" здание новыми деталями уже в ходе строительства!
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-20
Но не могу сказать, что такая эклектичность пошла во вред дому Англареса - напротив, она выделила его из общей массы построек, превратила в полноценную достопримечательность, аналогов которой больше нет в России! Ну а необычные атланты довершили общую картину, став "изюминкой" на этом эклектичном торте!
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-21

"Атланты-влюблённые": Дом Полежаева

Адрес: Старорусская улица, 5, Новгородская улица, 3
Но есть в Петербурге и очень даже милые образы атлантов, играющие роль скорее не узников своей "работы", а расслабленных людей, поддерживающих здание исключительно по своей воле. При этом облачены они в одежду эпохи возрождения, что тоже смотрится довольно необычно: мы привыкли видеть атлантов полуголыми, близкими по своему облику персонажам мифов и легенд Древней Греции или Древнего Рима, тогда как у дома Полежаева атланты облачены в одежду совершенно другой эпохи, что довольно символично (собственно, и сам дом выстроен в молодом для того времени стиле модерн).
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-22
Впрочем, эти фигуры и атлантами-то можно назвать с натяжкой: они не держат конструктивных элементов здания, а выполняют исключительно декоративную роль (так что да, в какой-то мере это просто скульптуры, пускай они и изображают своими позами атлантов).
Что касается самого здания, то тут стоит отметить его монументальность - архитектор Яковлев, спроектировавший дом Полежаева, вообще любил строить здания с размахом! Так что думаю, что многие жители Петербурга и не обращали внимания на этих необычных атлантов, затерявшихся на обширном фасаде дома Полежаева! Вы можете увидеть все достопримечательности Санкт-Петербурга, отправившись на водную экскурсию по рекам и каналам.
Скульптуры, держащие на своих плечах свод здания, появились ещё в античной архитектуре: связано это с древнегреческой мифологией, согласно которой атлант - это титан, брат Прометея, посмевший бросить-24