Большеохтинский мост соединяет левый берег реки Невы, исторический центр Санкт-Петербурга и старинный район Охта. Он перекинут от Смольной и Синопской набережных к Свердловской набережной на Малой Охте. Длина моста составляет 335 метров, а ширина — 23,5 метра.
Развод Большеохтинского моста в 2024 году
Большеохтинский мост разводится с 2:00 до 5:00. Посмотреть на разведение мостов на катере или яхте.
История района Охта
Старейший район Петербурга — Охта — расположен на правом берегу Большой Невы, напротив Смольного собора. Здесь протекает река Большая Охта, которая впадает в Неву. Она делит местность на две части: Большую Охту на правом берегу и Малую Охту на левом берегу.
Поселение на Охте возникло задолго до основания Петербурга. В летописи 1300 года упоминается о том, что новгородцы построили здесь свой сторожевой пост. Позже эта местность дважды переходила к шведам.
1 мая 1703 года русские войска под руководством фельдмаршала Шереметева приступом взяли крепость Ниеншанц, что стало началом завоевания устья Невы. Хотя район Охты был удобен для наблюдения и не затоплялся при наводнениях, Пётр Великий решил строить город на Заячьем острове. На Охте же стали появляться промышленные предприятия, такие как корабельная верфь, пороховой завод, пильная мельница. Развивался и молочный промысел.
Существует легенда, что Пётр приказал наделить жителей Охты выгонными землями и выписал холмогорских и голландских породистых коров для снабжения столицы молоком.
В народной песне поётся о тяжёлой жизни охтинских рабочих в этом промышленном районе.
Поселение на Охте возникло задолго до основания Петербурга. В летописи 1300 года упоминается о том, что новгородцы построили здесь свой сторожевой пост. Позже эта местность дважды переходила к шведам.
1 мая 1703 года русские войска под руководством фельдмаршала Шереметева приступом взяли крепость Ниеншанц, что стало началом завоевания устья Невы. Хотя район Охты был удобен для наблюдения и не затоплялся при наводнениях, Пётр Великий решил строить город на Заячьем острове. На Охте же стали появляться промышленные предприятия, такие как корабельная верфь, пороховой завод, пильная мельница. Развивался и молочный промысел.
Существует легенда, что Пётр приказал наделить жителей Охты выгонными землями и выписал холмогорских и голландских породистых коров для снабжения столицы молоком.
В народной песне поётся о тяжёлой жизни охтинских рабочих в этом промышленном районе.
Кто на Охте не живал,
Тот и горя не знает,
А мы жили-поживали,
Все горе узнали.
Малая Охта так полюбилась жителям, что они сложили о ней пословицу: «Малая Охта — большая любовь».
Связь с Охтой обеспечивали самоходные паромы, которые называли «самолётами». Переправа на них обходилась дорого, и не каждый мог себе это позволить. В народе даже появилась песня на эту тему.
Из-под Смольного на Охту
Очень дорог перевоз.
Уж как я свою милую
На ручонках перенес.
Из-под Смольного на Охту
Очень дорог перевоз.
Уж как я свою милую
На ручонках перенес.
История Большеохтинского моста
В 1829 году Николай I разработал перспективный план развития Петербурга, в котором была отмечена необходимость строительства переправы для связи центра города с рабочей Охта. Однако из-за недостатка средств решение этой задачи было отложено, и вопрос был поднят снова только в 1860-х годах.
Охту решили соединить с Петербургом не только переправой, но и административно. Возникли споры о том, где должен располагаться мост. Каждый хотел, чтобы он строился рядом с его предприятием. Лодочники и паромщики не хотели терять работу и всячески препятствовали строительству.
Только 5 июня 1884 года Городской Совет принял решение о строительстве Большеохтинского моста. Он должен был соединять Смольный собор с верфью Крейтона, расположенной в районе бывшего Петрозавода. Было сказано: «Признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу».
1 сентября 1901 года был объявлен международный конкурс на проект переправы. Однако все 16 представленных проектов были отклонены из-за несоответствия техническим условиям, и строительство моста откладывалось.
Только после трагического случая весной 1907 года, когда при переправе на Охту затонуло судно «Архангельск» и погибли люди, государь отдал приказ не затягивать строительство переправы. Из четырёх представленных внеконкурсных работ был выбран проект «Свобода судоходству», выполненный профессором Николаевской инженерной Академии полковником Г. Г. Кривошеиным и военным инженером подполковником В. П. Апышковым.
Закладка переправы состоялась 26 июня 1909 года накануне 200-летия Полтавской битвы, триумфатором которой был Пётр Первый. Поэтому мост назвали именем императора Петра Великого.
Переправа строилась быстро и уже 26 октября 1911 года была открыта. Руководил строительством автор проекта Г. Г. Кривошеин. Разводной пролёт и механизм развода были выполнены Петербургским Металлическим заводом, а подрядчиком выступила варшавская строительная фирма.
Охту решили соединить с Петербургом не только переправой, но и административно. Возникли споры о том, где должен располагаться мост. Каждый хотел, чтобы он строился рядом с его предприятием. Лодочники и паромщики не хотели терять работу и всячески препятствовали строительству.
Только 5 июня 1884 года Городской Совет принял решение о строительстве Большеохтинского моста. Он должен был соединять Смольный собор с верфью Крейтона, расположенной в районе бывшего Петрозавода. Было сказано: «Признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу».
1 сентября 1901 года был объявлен международный конкурс на проект переправы. Однако все 16 представленных проектов были отклонены из-за несоответствия техническим условиям, и строительство моста откладывалось.
Только после трагического случая весной 1907 года, когда при переправе на Охту затонуло судно «Архангельск» и погибли люди, государь отдал приказ не затягивать строительство переправы. Из четырёх представленных внеконкурсных работ был выбран проект «Свобода судоходству», выполненный профессором Николаевской инженерной Академии полковником Г. Г. Кривошеиным и военным инженером подполковником В. П. Апышковым.
Закладка переправы состоялась 26 июня 1909 года накануне 200-летия Полтавской битвы, триумфатором которой был Пётр Первый. Поэтому мост назвали именем императора Петра Великого.
Переправа строилась быстро и уже 26 октября 1911 года была открыта. Руководил строительством автор проекта Г. Г. Кривошеин. Разводной пролёт и механизм развода были выполнены Петербургским Металлическим заводом, а подрядчиком выступила варшавская строительная фирма.
Мост имеет три пролёта, уникальность ему придают два боковых пролёта длиной по 136 метров с гигантскими металлическими арками, которые выглядят как крыши. Эти пролёты были уникальными для России и Европы. Центральный пролёт имеет длину 48 метров, его крылья разводятся вертикально и двигаются вокруг неподвижных горизонтальных осей.
Хотя идею раскрывающегося вверх пролёта впервые высказал и обосновал академик А. И. Дмитриев, воплотил её в жизнь автор проекта Г. Г. Кривошеин. Механизмы подъёма могли всего за 30 секунд поднять крылья.
Построенный мост сильно отличался от Литейного и Троицкого. Он имел всего три пролёта, и средний из них был украшен высокими гранитными башнями-маяками, увенчанными фонарями в виде кубов, к которым примыкали небольшие башенки, напоминающие средневековые крепостные башни. Опоры и спуск к воде у левобережной опоры покрыты гранитом. На гранитных башнях установлены мраморные доски с именами строителей, создавших этот шедевр.
После революции мост был переименован в «Большеохтенский», а в 1954 году по правилам орфографии его стали называть «Большеохтинским». В 90-е годы была выполнена реконструкция, в ходе которой среди прочих работ были заменены разводной пролёт и подъёмные механизмы. В 1997 году мост был открыт, а после того как в 2000 году была выполнена художественная подсветка и установлено более 1300 светильников мощностью до 1000 ватт, он стал выглядеть словно сказочный.
Хотя идею раскрывающегося вверх пролёта впервые высказал и обосновал академик А. И. Дмитриев, воплотил её в жизнь автор проекта Г. Г. Кривошеин. Механизмы подъёма могли всего за 30 секунд поднять крылья.
Построенный мост сильно отличался от Литейного и Троицкого. Он имел всего три пролёта, и средний из них был украшен высокими гранитными башнями-маяками, увенчанными фонарями в виде кубов, к которым примыкали небольшие башенки, напоминающие средневековые крепостные башни. Опоры и спуск к воде у левобережной опоры покрыты гранитом. На гранитных башнях установлены мраморные доски с именами строителей, создавших этот шедевр.
После революции мост был переименован в «Большеохтенский», а в 1954 году по правилам орфографии его стали называть «Большеохтинским». В 90-е годы была выполнена реконструкция, в ходе которой среди прочих работ были заменены разводной пролёт и подъёмные механизмы. В 1997 году мост был открыт, а после того как в 2000 году была выполнена художественная подсветка и установлено более 1300 светильников мощностью до 1000 ватт, он стал выглядеть словно сказочный.
Эйфелева башня и Большеохтинский мост
Удивительно, но между этими двумя совершенно разными гигантскими сооружениями есть нечто общее:
Как и Эйфелева башня, Большеохтинский мост построен из металлических конструкций, соединённых заклёпками.
В своё время современники называли переправу уродливой и неуклюжей, ругали её так же, как парижане — Эйфелеву башню. Однако сейчас Эйфелева башня стала символом Франции, а Большеохтинский мост считается одним из самых красивых в мире.
Это грандиозное сооружение весом 9000 тонн имеет длину 335 метров. Для сравнения: высота Эйфелевой башни вместе с антенной составляет 324 метра, вес металлических конструкций — 7300 тонн, а общий вес — 10100 тонн.
Как и Эйфелева башня, Большеохтинский мост построен из металлических конструкций, соединённых заклёпками.
В своё время современники называли переправу уродливой и неуклюжей, ругали её так же, как парижане — Эйфелеву башню. Однако сейчас Эйфелева башня стала символом Франции, а Большеохтинский мост считается одним из самых красивых в мире.
Это грандиозное сооружение весом 9000 тонн имеет длину 335 метров. Для сравнения: высота Эйфелевой башни вместе с антенной составляет 324 метра, вес металлических конструкций — 7300 тонн, а общий вес — 10100 тонн.
Золотая заклепка Большеохтинского моста
Сразу после открытия моста пошли слухи, что одна из миллиона заклёпок моста сделана из золота. По легенде, строители установили золотую заклёпку для счастья, а сверху покрыли её металлической плёнкой, чтобы её было сложно найти.
Несмотря на все старания, петербуржцам так и не удалось найти золотую заклёпку. Поскольку проверить эту историю невозможно, будем считать её правдой.
Уже более ста лет Большеохтинский мост остаётся транспортной артерией Санкт-Петербурга и одной из достопримечательностей города, неотъемлемой частью его облика.
Несмотря на все старания, петербуржцам так и не удалось найти золотую заклёпку. Поскольку проверить эту историю невозможно, будем считать её правдой.
Уже более ста лет Большеохтинский мост остаётся транспортной артерией Санкт-Петербурга и одной из достопримечательностей города, неотъемлемой частью его облика.